23-01-20 / 2020
Новости отрасли
Предварительные итоги железнодорожной погрузки в январе

Погрузка на сети РЖД в январе может снизиться на 4%–5% по сравнению с с аналогичным периодом 2019 года, считают эксперты. Январь начался крайне тяжко для железнодорожников: то ли сказались длинные праздники, то ли общая ситуация не способствовала отправкам грузов. По оперативной информации, среднесуточная погрузка в первую половину месяца показала минус аж 10%. Но затем клиенты стали наверстывать упущенное.

Правда, не столь энергично, чтобы к концу января удалось преодолеть отставание, отметил председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Даже по осторожным прогнозам представителя ОАО "РЖД" погрузка на сети ОАО РЖД может снизиться на 3%. Но, судя по сложившейся обстановке, падение может оказаться и больше – в диапазоне от -4% до -5%.

Экспорт тормозит

Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал "РЖД-Партнер" в рамках "Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте", показали, что многие видят картину января схожей с декабрем прошлого года. В последний месяц 2019 года наблюдалась вялая погрузка экспорта.

Обычно конец года для РЖД становился месяцем ударной работы: грузоотправители спешили отправить максимум грузов до того, как произойдет очередная индексация тарифов перевозчика. Однако декабрь не только не улучшил итоговый результат работы сети, но и, наоборот, ухудшил сводные показатели.

Одним из негативных факторов стала инертность экспортеров. Вниз потянула вся линейка ключевых номенклатур (нефть и нефтепродукты, уголь, черные металлы, лом, лес, зерно, химикаты и сода). Да к ней в декабре прибавились еще и минудобрения, и железная руда, которые держались в положительной зоне практически весь прошлый год.

Напомним, что в целом в 2019 году экспортеры отправили 478,3 млн т грузов, что на -0,8% меньше, чем позапрошлом году. В январе 2020 года динамика погрузки продукции за рубеж снова ушла в отрицательную зону. Собственно весь "минус" этого месяца и образовался из-за сжимания экспорта.

Однако если в ОАО "РЖД" в декабре к этому тренду отнеслись спокойно, полагая, что уж в январе опаздавшие спохватятся. Особенно, если их простимулировать скидками.

Если ранее в холдинге в этом плане проявляли твердость, заботясь прежде всего о своих доходах, то в декабре пошла серия решений о понижающих коэффициентов к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01. Она коснулась перевозок в термических контейнерах – как в груженом, так и в порожних рейсах. В зависимости от пояса дальности размер понижающих коэффициентов на 2020 год установлен в пределах 0,5 – 0,962.

Скидки выделены на 18 видов продукции, доставляемой по ставкам тарифной политики железных дорог государств – участников СНГ транзитом через сеть РЖД. Речь идет о перевозках, в частности, цветных металлов, руды, угля, сахара-сырца, минудобрений и нефтепродуктов по ряду направлений.

Понижающие коэффициенты предоставлены и на перевозки в универсальных контейнерах в составе контейнерных поездов, на контрейлерные доставки. Также они предоставлены на грузы второго и третьего тарифных классов в рефрижераторных контейнерах по ряду направлений, а кроме того – на внутренние транспортировки стальной заготовки по ряду направлений.

Внутренний рынок

Стимулов для ускорения не просматривалось и на внутреннем рынке. Бизнес в январе продолжил снижать обороты. Отправлять больше грузов стало в нынешних условиях в ряде сегментов российской экономики не выгодно. Отчасти виноват вялый потребительский спрос. Отчасти – ограничения инфраструктуры.

Сложилась странная ситуация: погрузка в декабре и январе может уйти ушла вниз еще глубже, чем в декабре, а количество брошенных поездов на сети в первом месяце 2020 года остается практически на том же уровне. По данным, прозвучавшем на одном из селекторных совещаний ОАО "РЖД", в январе уже от движения было отставлено около 6,2 тыс. составов.

Для сравнения в последний месяц прошлого года было зафиксировано 6710 брошенных поездов. Иными словами, ситуация должна была улучшаться. Но этого не происходит. Что грузов много, что мало – сеть все равно тормозит, а оборот вагонов – увеличивается.

Прогнозы неопределенные

Какие причины влияют на результаты в части железнодорожной погрузки? В ОАО "РЖД" по-прежнему ссылаются на неблагоприятную конъюнктуру мировых рынков.

Однако как отметили эксперты, уголь плохо продается только на европейском рынке. Соответственно его погрузка уходит вниз на Северо-Западе. Тем не менее, как в декабре, так и в январе уголь хорошо едет в Азию.

И вопрос объемов тесно связан с тарифной политикой как железнодорожников, так и стивидоров. Если последние (как и железнодорожные операторы) проявляют достаточную гибкость, то этого нельзя сказать об ОАО "РЖД": угольщикам с трудом удалось добиться скидок на Южном и Северо-Западном направлении, но не на Восточном.

Аномально теплая зима в Европейской части РФ практически не повлияла на внутреннюю погрузку угля, поскольку основная часть угольных ТЭЦ расположена в тех регионах, которые в январе заметает снегом.

На погрузку нефтегрузов негативное влияние оказал пожар на НПЗ в Ухте. Но негативная динамика в погрузке черных металлов – опять-таки лишь отчасти следствие неблагоприятной мировой конъюнктуры.

Данная номенклатура – один из основных доноров тарифов ОАО "РЖД". Это особо не влияет на погрузку, когда металл активно продается за рубежом. Но как только не сейчас. Особенно на фоне окрепшего рубля по отношению к ведущим мировым валютам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер23.01.2020