22-06-18 / 2018
Новости отрасли
Представители ГМК просят определенности с обеспечением вагонами для перевозок грузов

Горнодобывающие компании Казахстана просят от властей определенности с обеспечением железнодорожным транспортом для перевозки своих грузов, сказал председатель Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец.

"Неопределенные перспективы реформирования железнодорожного транспорта. Остается неясным, приобретать ли компаниям вагоны и локомотивы или ими будут обеспечивать системообразующие и новые субъекты перевозок? Предприятия по-разному выходят из положения: одни создают собственный парк вагонов, другие обращаются в "Казахстан темир жолы", а третьи надеются, что с созданием конкурентной среды проблем с вагонами не будет", - сказал Н.Радостовец, выступая на XXV Всемирном горном конгрессе в Астане.

"Судя по всему, появятся несколько частных перевозчиков. Но кто будет возить социально значимые грузы, скажем, уголь? Частники, которые придут, пожелают взять лучшие участки. Поэтому перевозка социально значимых грузов должна быть законодательно закреплена за национальным перевозчиком", - считает он.

Н.Радостовец попросил внести ясность в баланс вагонов и локомотивов по стране - не будет ли их дефицита в текущем году.

"Мы столкнулись с дефицитом вагонов, даже при перевозках угля. На экспорт мы недогрузили существенные объемы из-за нехватки вагонов. Поэтому нужно четко сказать, обеспечат нас вагонами или нет. Если обеспечат, то с позиции грузоотправителей должна быть введена гарантированная договорная система, подкрепленная обязательствами уполномоченных органов. Если нет, то должно быть расписано, какие вагоны будут привлечены, какие компании должны докупить их. Потому что при переформатировании рынка необходимо задать его параметры, чтобы не допустить в будущем существенных перекосов", - пояснил он.

Другой вопрос, волнующих горняков - какая судьба ожидает грузы казахстанских горнодобывающих предприятий в связи с установлением приоритета транзитных перевозок через железные дороги. По его мнению, в силу слабой разветвленности и ограниченной пропускной способности железной дороги все нетранзитные перевозки будут осуществляться по остаточному признаку, "что нанесет ущерб интересам казахстанских предприятий ГМК", считает Н.Радостовец.

"Получается, что экспортные грузы будут не в приоритете? И если не будет хватать вагонов, локомотивов, то в первую очередь они будут выдаваться тем, кто везет грузы через Казахстан в Россию, Европу? Это будет в интересах КТЖ, но не компаний-экспортеров, создающих потенциал налогообложения в Казахстане", - утверждает глава АГМП.

Он выразил надежду, что железнодорожные тарифы не повысятся и будут разумными.

"С приходом частных перевозчиков не должны повыситься железнодорожные тарифы. Я думаю, резонно будет запустить на переходном этапе конкурентный механизм, но с сохранением регулирования. Нам важно не потерять те преимущества, которые все эти годы давала железная дорога. Железнодорожные тарифы позволяли горнодобывающим компаниям быть конкурентоспособными. И я надеюсь, что до летних отпусков будут обсуждены планы работ КТЖ и крупных компаний, чтобы выработать четкое видение по всем этим вопросам", - заключил Н.Радостовец.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс22.06.2018