17-03-14 / 2014
Новости отрасли
Предприятие в красной зоне риска

Южно-Уральская дорога признала Златоустовскую дистанцию пути аварийным предприятием.

Поводом послужил ряд допущенных за полтора года сходов вагонов грузовых поездов.

Последний случился в феврале на 1969-м км нечетного пути перегона Хребет – Уржумка участка Челябинск – Кропачево. В поезде весом 6243 тонны, который шел на подъем Уральского хребта, с рельсов сошли 30 вагонов. Повреждено свыше 400 м пути по обоим направлениям, выведены из строя лубрикатор и шесть опор контактной сети, в текущий и деповской ремонт отправлен 21 вагон. Остальные девять вагонов повреждены так сильно, что будут исключены из парка. Полный перерыв в движении по этому участку Транссиба превысил 29 час. Задержки в графике пассажирских поездов составили от 4 до 13 час.

Комиссия, расследовавшая ЧП, назвала причиной схода вагонов нарушение работниками Златоустовской дистанции пути требований по текущему содержанию пути в соответствии с нормами и допусками. Кроме того, при осмотре состояния элементов верхнего строения пути были выявлены следы напрессовки снега и наледи между подкладками и подошвой рельса в местах, имеющих уширение рельсовой колеи, что и привело к ослаблению пути. По результатам проходов вагонов-путеизмерителей параметры величины по ширине колеи показывали его нестабильность.

Кривые малого радиуса составляют 63% развернутой длины участка Златоустовской дистанции пути, а больше половины пути лежит на деревянной основе. «Внимание к этой дистанции на дороге повышенное, – говорит заместитель начальника ЮУЖД – главный ревизор по безопасности движения поездов Анатолий Смирнов. – Для этого на участке организованы дополнительные проходы путеизмерительных вагонов и тележек, натурные осмотры пути ревизорским аппаратом. При этом неоднократно выявлялись неисправности, в результате которых ограничивалась скорость поездов, вплоть до закрытия движения. Так, с сентября прошлого года по январь нынешнего на перегоне Хребет – Уржумка по итогам промера вагона-путеизмерителя выявлено 29 неудовлетворительных километров. Но организация дополнительных проходов вагона-путеизмерителя для оперативного контроля не дала ожидаемого результата. В ходе расследования обстоятельств схода, признанного крушением, выявлены вмешательство в работу бортовой автоматизированной системы (БАС) вагонов-путеизмерителей и подтасовка результатов проверки состояния пути работниками центра диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры. Заместителем начальника Златоустовской дистанции пути Михаилом Симиненко и и.о. начальника вагона-путеизмерителя Дмитрием Оленевым были фальсифицированы данные прохода путеизмерителя от 3 февраля 2014 года на проход от 22 января. В результате скорость движения поездов не была приведена в соответствие с состоянием пути».

В дистанции введена система многоступенчатого контроля пути: монтером, назначенным в обход, бригадиром, мастером, проходом вагона-путеизмерителя. Но снова сработал человеческий фактор. Обходчик не увидел следы напрессовки снега и наледи, потому что путь был очищен недостаточно хорошо. Заместитель начальника дистанции пути и инженер-электроник внесли поправку в БАС, не думая, к каким последствиям приводят подобные «компьютерные игры». По мнению Анатолия Смирнова, работникам не привита мера ответственности за свои должностные обязанности и последствия содеянного.

В службе пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры признают: контроль был недостаточным. Более жесткая оценка работе дистанции дана при разборе у начальника ЮУЖД Виктора Попова.

По факторному анализу, проведенному службой пути, а также аппаратом главного ревизора по безопасности движения поездов на ЮУЖД, Златоустовская дистанция пути отнесена к красной зоне повышенного риска возникновения транспортных происшествий. «Доминирующими факторами этого являются неудовлетворительная организация текущего содержания пути, нарушение технологии ремонта пути, высокая балловая оценка по итогам промеров вагонов-путеизмерителей, большая протяженность кривых участков пути радиусом менее 650 м, соответственно большое количество рельсов с боковым износом и дефектностью шпал», – отмечает Анатолий Смирнов.

Еще одним фактором риска в Златоустовской дистанции, и наша газета уже рассказывала об этом, стал высокий уровень текучести кадров – руководителей и специалистов основных профессий, здесь нет преемственности и передачи опыта содержания пути на горных участках. В прошлом году в дистанции сменились все руководители, старшие дорожные мастера и половина дорожных. Начальник дистанции и его заместитель по текущему содержанию пути сменились дважды. По собственному желанию уволились 62 монтера. «Зарплата путейца зависит от балльности пути, а у нас она самая плохая на дороге. Постоянные авралы, отвлечения на недоделки прошлых лет, которые оставили после себя работники ПМС. Условия труда тоже непростые, не хватает механизации и средств доставки. Вот и уходит народ», – делится с «Гудком» один из монтеров.

В прошлом году нехватку людей на дистанции компенсировали дополнительными силами. До 200 человек со всех дистанций пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры здесь работали ежедневно. Но, как было отмечено при разборе, организовать слаженную и качественную работу дополнительных подразделений, направленных для проведения планово-предупредительных и неотложных работ, службе пути не удалось. Меры по выводу дистанции из зоны риска не дали ожидаемого результата. Объяснение этому дал ветеран дистанции Иван Панасенко: «Работники оказались незаинтересованными, проявили нежелание и неспособность выйти из сложившейся ситуации».

Сейчас на дороге действует штаб по стабилизации безопасности движения поездов по Златоустовской дистанции и выводу предприятия из статуса аварийного. Установлен порядок еженедельных проверок перегонов вагоном-путеизмерителем. Приняты меры по дополнительному укомплектованию дистанции работниками массовых профессий. Это, по мнению руководства магистрали, позволит вывести дистанцию из критического состояния. Но, как отмечает первый заместитель начальника Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Владимир Кононов, работы еще предстоит много.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.03.2014