03-12-15 / 2015
Новости отрасли
Предпосылки для инновационного прорыва

На минувшей неделе в белорусском Гомеле состоялась встреча главных инженеров железнодорожных администраций СНГ. Там был сделан акцент на реализации прорывных технологий на "пространстве 1520". Участники мероприятия отметили, что инновационные процессы в отрасли уже запущены и тон здесь задают РЖД, где апробирован целый ряд передовых технологий.

Эффективное взаимодействие на "пространстве 1520" возможно на основе применения передовых технических систем. По словам старшего вице-президента – главного инженера ОАО "РЖД" Валентина Гапановича, к передовым технологиям следует отнести, например, системы автоведения поездов. Немаловажными, по его мнению, являются внедрение высокоточных зеркально-лазерных устройств позиционирования "Палас" швейцарской разработки. Они применяются для постановки рельсошпальной решетки на проектные отметки. К таковым относятся и новейшие системы измерения параметров пути, устанавливаемые непосредственно на подвижном составе и позволяющие выполнять замеры по 76 позициям одновременно. Они уже используются на маршруте скоростного движения пассажирских поездов Москва – Санкт-Петербург.

Не обошел вниманием Валентин Гапанович еще одну отечественную разработку – газомоторные локомотивы, работающие на сжиженном газе. Они предназначены для работы на неэлектрифицированных участках, что очень актуально для железных дорог Белоруссии. Россиянам также есть что взять на вооружение у белорусских коллег. В частности, устройства IP-телефонии для железнодорожных систем связи, производство которых освоено в городе Молодечно.

Вообще, у белорусских железнодорожников с российскими коллегами установлено тесное сотрудничество. И это не случайно. Ведь наибольший объем грузоперевозок республики в международном сообщении – 47% – приходится на Россию. Главный инженер Белорусской железной дороги Валерий Шубадеров подчеркнул, что сотрудничество с РЖД имеет стратегическое значение.

Сейчас на основе российского опыта и при непосредственной поддержке ОАО "РЖД" в Белоруссии реализуется проект ускоренного пассажирского движения. Но приоритетной задачей в рамках инновационного развития железнодорожной отрасли республики по-прежнему остается электрификация основных направлений. В завершающую стадию вступила электрификация участка Гомель – Жлобин. На очереди "осветление" коридора, разрезающего республику с севера на юг. Он образует еще одно важное направление международных перевозок – между Ленинградской областью, Белоруссией и в перспективе Украиной. Валерий Шубадеров подчеркнул, что к электрификации своих магистралей белорусские железнодорожники подходят комплексно. Осуществляется полная модернизация участков дороги с полной заменой всей автоматики, систем управления производственными процессами, устройств централизации, блокировки и связи. При этом в Белоруссии внимательно следят за всеми техническими новинками и передовыми технологиями, внедряемыми в России, с прицелом на дальнейшее их применение у себя. Так, активно внедряются информационные технологии в области автоматизации перевозочного процесса. В частности, белорусы тесно сотрудничают со своими коллегами с Московской дороги. Сейчас рассматриваются возможности внедрения в Белоруссии системы АПК "Эльбрус" (разработка ВНИИЖТа) для организации движения грузовых поездов в энергоэффективном режиме. "Эльбрус" последовательно внедряется на российских железных дорогах уже с 2011 года. О нем рассказал заведующий отделением ВНИИЖТа Сергей Виноградов. А о том, как эта система применяется в тяжеловесном движении на Урало-Сибирском полигоне, рассказал главный инженер Свердловской магистрали Игорь Набойченко. Он отметил, что благодаря этой разработке в тяжеловесном движении удалось достигнуть 62% экономии энергоресурсов.

С принципами работы современной системы комплексной диагностики технического состояния объектов железнодорожной инфраструктуры "Эксперт" ознакомил своих зарубежных коллег представитель ЗАО "НПЦ Инфотранс" Дмитрий Ефремов. Уже три года"Эксперт" успешно эксплуатируется на Куйбышевской дороге. И таких примеров немало.

Сейчас главной задачей сотрудничества является масштабное внедрение передовых технологий и совместное использование инновационных технических систем. Для этого требуется наладить четкий и надежный процесс обмена информацией между специалистами стран. Сегодня в процессе информационного обмена активное участие принимают и ветераны отраслевой науки. Так, Валентин Гапанович сердечно поздравил заслуженного ученого – руководителя гомельской межведомственной лаборатории ООО "НПО Трибофатика" доктора технических наук, профессора Леонида Сосновского с 80-летним юбилеем и пожелал ему дальнейших успехов в научных исследованиях. Большой интерес вызвал доклад ветерана отрасли о применении трибофатических систем "колесо – рельс" для ускоренных испытаний моделей тормозных колодок. Леонид Адамович вместе со своими коллегами уже 30 лет занимается разработкой и применением научных принципов трибологии для испытания и совершенствования технических параметров зоны контакта "колесо – рельс" в грузовом движении и накопил в этой сфере колоссальные практические наработки.

Ныне достаточно актуальна и необходимость защиты информационных систем от внешних воздействий. Этим активно занимаются российские институты и научно-производственные центры, обслуживающие потребности железнодорожной отрасли. Поэтому с большим интересом белорусскими и казахстанскими специалистами были выслушаны доклады российских ученых и инженеров о новейших технологиях и методиках в этой области.

Заместитель начальника департамента технической политики – начальник отдела управления качеством ОАО "РЖД" Артур Акопян рассказал о применении современной методологии УРРАН в техническом обслуживании объектов путевого хозяйства. Ее применение позволяет минимизировать риски отказов технических средств как в путевом хозяйстве, так и в хозяйствах автоматики, телемеханики, связи и движения.

На встрече говорили и о многих других направлениях работы инженерного корпуса железных дорог государств СНГ. Это системы управления рисками при обеспечении надежности перевозок в условиях ограниченных ресурсов, современные методы диагностики, импортозамещение и киберзащищенность, другие инновационные технологии, применяемые сегодня на транспорте. Но и это далеко не полный перечень тем, вынесенных на обсуждение коллегами из соседних стран. Среди ближайших планов создание в России, Казахстане и Белоруссии единого межгосударственного стандарта в сфере обслуживания пассажиров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.12.2015