22-08-13 / 2013
Новости отрасли
Предписание о временном прекращении эксплуатации более 24 тыс. вагонов неизбежно вызовет транспортный коллапс на сети РЖД

Действие предписания Ространснадзора о временном прекращении эксплуатации более 24 тыс. вагонов неизбежно вызовет транспортный коллапс на сети РЖД, повлечет за собой колоссальные материальные потери транспортных компаний и негативно скажется на экономике России, считает исполнительный директор ООО «Экспертный центр подвижного состава» и ООО «Экспертный центр вагоностроения» Никита Битюцкий.

– Никита Александрович, скажите, пожалуйста, как предписание ведомства отразилось на вашей работе?

– В настоящий момент со стороны Ространснадзора проходят массовые проверки экспертных организаций, занимающихся диагностированием и оценкой ресурса грузовых вагонов по результатам их деятельности в 2012–2013 гг. Вследствие этих проверок 12 экспертных организаций фактически приостановили работу по действующим договорам, а собственники более чем 24 тыс. грузовых вагонов с продленным в 2012 году сроком службы пребывают в подвешенном состоянии, поскольку в любой момент может прийти телеграмма ЦВ ОАО «РЖД» о приостановке эксплуатации вагонов принадлежности РФ, которым продление срока службы, по мнению экспертов Ространснадзора, было проведено с нарушением порядка продления (предписание № 24.ГС.08.13 от 14 августа 2013 г.). Проверки затронули в том числе и две наши организации: ООО «Экспертный подвижного состава» и ООО «Экспертный центр вагоностроения», которые работают в России и некоторых странах СНГ уже на протяжении почти 10 лет.

– Насколько обоснованным данное решение представляется с правовой точки зрения?

– Как известно, организация продления срока службы вагонов в РФ является функцией Росжелдора, а в части вагонов для транспортировки опасных грузов – функцией Ростехнадзора. Работы по продлению срока службы вагонов в нашей стране проводятся в рамках Административного регламента Росжелдора, утвержденного приказом Минтранса № 170 от 27 декабря 2006 года. Наряду с этим действует Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, утвержденный Министерством природных ресурсов и экологии приказом № 195 от 30 июля 2009 года. Эти приказы обоих министерств в установленном порядке зарегистрированы Минюстом.

Таким образом, возникает закономерный вопрос: должно быть, Ространснадзор установил нарушения при выполнении работ экспертными организациями, результаты которых уже согласованы Росжелдором и утверждены Ростехнадзором? Однако таких нарушений ранее выявлено не было. В связи с этим не понятно, чем объяснить отсутствие мнения или позиции Росжелдора и Ростехнадзора в данной ситуации. Практически поставлены под сомнение действия двух агентств двух различных министерств РФ.

Стоит отметить, что в соответствии с вышеуказанным предписанием приостановить эксплуатацию следует вагонам, не прошедшим плановые виды ремонта после продления. При этом в предписании нечетко изложена информация, что следует считать плановым видом ремонта после продления. Это обстоятельство позволяет трактовать «ремонт после продления» с двух абсолютно разных точек зрения. Первая подразумевает проведение ремонта в объеме комплекса работ по продлению срока службы, то есть после выполнения диагностирования, оценки остаточного ресурса и назначения необходимого объема ремонта экспертными организациями. Вторая точка зрения – это проведение дополнительного планового ремонта, предположительно в 2013 году, после вышеуказанного комплекса работ.

Еще один немаловажный факт состоит в том, что предписания Ространснадзора (№ 22.ГС.08.13 от 9 августа 2013 г. и № 24.ГС.08.13 от 14 августа 2013 г.) коснулись собственников вагонов и экспертных организаций косвенно, в связи с тем, что официально были извещены только лица, ответственные за исполнение предписания, а именно врио руководителя Росжелдора В. Ю. Чепец и вице-президент ОАО «РЖД» А. В. Целько.

По моему мнению, действия Ространснадзора неправомочны, а все предписания, выданные ведомством в части экспертных организаций, не имеют четких ссылок на нормативную документацию, они общие и поверхностные. В действиях наших организаций не выявлено никаких нарушений, в частности, Административного регламента Росжелдора, на который Ространснадзор постоянно ссылается. Предписания, выписанные Ространснадзором относительно наших экспертных организаций и собственников вагонов, не имеют под собой четкой технической аргументации. По результатам проверок наших организаций в начале августа были поданы апелляции на имя руководителя Ространснадзора А. И. Касьянова, которые в настоящий момент остаются без ответа. В случае если эти предписания не будут отменены, мы обжалуем их в суде, так как все работы выполнялись нашими организациями в строгом соответствии с действующими нормативными требованиями, особенно для специализированных вагонов, перевозящих опасные грузы. Все это подтверждено заключениями экспертизы, утвержденными Ростехнадзором, и отсутствием замечаний со стороны Росжелдора.

– Как предписание может отразиться на работе отрасли?

– Если указанное предписание будет принято к действию, это неизбежно вызовет транспортный коллапс на путях ОАО «РЖД», повлечет за собой колоссальные материальные потери транспортных компаний и негативно скажется на экономике России. По моему мнению, наиболее значительные убытки повлечет остановка специализированных вагонов, которые задействованы в непрерывном технологическом процессе промышленных предприятий, – это в первую очередь цистерны для перевозки сжиженных газов, химических грузов. В конечном счете это может привести к остановке предприятий и, как следствие, возникновению риска обострения социальных проблем в российских регионах. В глобальном масштабе сложившаяся ситуация может серьезно ударить по репутации нашей страны, стремящейся все-таки создавать благоприятный инвестиционный климат.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru21.08.13Сомнения без доказательств