29-01-13 / 2013
Новости отрасли
Предоставление вагонов парка ВСП под погрузку на условиях общего парка – закономерное решение

Переход при расчетах за перевозку грузов в привлеченном парке перевозчика (парке ВСП) на ставки тарифа Прейскуранта № 10-01 для вагонов общего парка ОАО «РЖД» вполне закономерное решение, уверен заместитель председателя НП ОЖдПС Фарид Хусаинов.

По его словам, оно означает, что ставки на перевозки в парке ВСП снизятся примерно на 10%. «Данное решение находится в фарватере основных тенденций рынка предоставления вагонов», – пояснил ИА «РЖД-Партнер.Ру» Ф. Хусаинов.

Из-за профицита подвижного состава и некоторого уменьшения грузовой базы, ставки на рынке в последние два-три месяца снижаются. И чтобы парк ВСП не стал неконкурентоспособным, его собственники принимают такое решение, добавил эксперт.

По его словам, с одной стороны, для многих операторов снижение ставок – это негативный фактор, так как снижается рентабельность, усиливается конкуренция. С другой – если анализировать динамику рынка не с точки зрения сиюминутной конъюнктуры, а подумать о долгосрочной перспективе, то можно заметить, что подтвердился тезис о благотворности для грузоотправителей конкуренции на рынке железнодорожных грузовых перевозок.

Ф. Хусаинов отметил, что в начале 2000-х был дефицит подвижного состава. После либерализации вагонной составляющей выросли тарифы. Затем капитал устремился в этот, ставший более доходным, сегмент рынка. Увеличение спроса на вагоны и рост цен на подвижной состав привели к увеличению его производства. В последнее время наблюдалось постепенное снижение тарифов в тех сегментах, которые были насыщены подвижным составом относительно тех, где по-прежнему сохранялся некоторый дефицит. Уже к 2009 г. тарифы многих независимых операторов были ниже, чем соответствующий тариф для парка РЖД. «Невидимая рука рынка», о которой писал Адам Смит действительно работает, – констатирует Ф. Хусаинов. – Но добавим в бочку меда – ложку дегтя. Здесь надо заметить, что «невидимая рука» хорошо работает на рынках, где все участники являются рыночными субъектами».

Эксперт отмечает, что если один из участников является государственной компанией, то есть риски искажения ценовых сигналов. И риски, связанные с таким поведением, могут иметь негативные последствия для всех участников рынка.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru28.01.13Предоставление вагонов парка ВСП под погрузку на условиях общего парка – закономерное решение