14-07-14 / 2014
Новости отрасли
Предложения приняты

Президент Владимир Путин поручил правительству совместно с ОАО «РЖД» утвердить план действий по недопущению прогнозируемых в 2014–2015 годах убытков компании. Документ должен предусмотреть решения по индексации тарифов на грузовые перевозки, а также урегулировать вопрос по задолженности федерального и региональных бюджетов за пригород.

ОАО «РЖД» подготовит «сценарий» своего ухода от убытков. В 2014 году, согласно плану, индексация должна коснуться отдельных видов грузов в пределах полномочий ОАО «РЖД», то есть в рамках ценового коридора. Как пояснил «Гудку» руководитель департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО «РЖД» Алексей Каменобродский, речь идет о повышении стоимости экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов на 13,4%, а также увеличении тарифа на перевозки дизельного топлива на 12,5%. Последнее связано с опережающим ростом цен на топливо для самой компании по сравнению с тем планом, который был утвержден в 2013 году.

«В целом эти меры могут принести ОАО «РЖД» в этом году дополнительно около 9 млрд руб.», – говорит Алексей Каменобродский.

Решения об индексации уже появились на сайте ФСТ.

Также в поручении президента речь идет об индексации тарифов на грузовые перевозки РЖД на 10% в следующем году. В прошлом году в целях стимулирования роста экономики правительство заморозило тарифы на услуги естественных монополий на 2014 год, а на 2015–2018 годы утвердило индексацию на уровне инфляции предыдущего года. Первоначально в рамках долгосрочного тарифного регулирования ФСТ утвердила индексацию грузовых тарифов на 4,8% в 2015 году, на 4,9% – в 2016-м, на 4,5% – в 2017-м и на 4,1% – в 2018-м. Однако в мае правительство скорректировало прогноз индексации в связи с пересмотром параметров инфляции в сторону увеличения: в 2015 году ставки решили повысить на 6%, в 2016-м – на 5%, в 2017-м – на 4,5%.

В начале июня президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин сообщил, что обратился к Владимиру Путину с просьбой повысить тарифы в следующем году выше 6%. Вместе с неиндексацией в текущем году рассчитывать на то, что индексация на 6% в следующем может компенсировать возникшие у компании убытки, нереалистично, отметил в своем обращении Владимир Якунин.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, тот факт, что власти смягчили ранее принятые решения о тарифах РЖД, может быть связан как раз с тем, что стали сбываться негативные прогнозы компании, которые озвучивались еще в прошлом году.

«И хотя, вероятнее всего, в результате увеличения части тарифов в 2014 году ОАО «РЖД» не получится полностью избавиться от убытков, но даже частичное их сокращение благоприятно скажется на всей деятельности перевозчика», – отметил он.

Владимир Путин также поручил урегулировать задолженности федерального и региональных бюджетов за предоставленные РЖД услуги в пригородном сообщении. По данным эксперта-аналитика отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Льва Рузавина, с 2011-го по март текущего года в РЖД дебиторская задолженность за оказание услуг по инфраструктуре пригородным компаниям достигла 29 млрд руб.

«Несмотря на то что ежегодно федеральный бюджет выделяет почти по 25 млрд руб., а пригородные компании оплачивают только 1% ставки, расходы ОАО «РЖД» полностью не покрываются. Это происходит потому, что предоставление инфраструктуры оценивается в конце периода оказания услуг, тогда как субсидия в течение года не индексируется и не корректируется, – пояснил эксперт. – Региональные бюджеты также не обеспечивают полностью субсидиями пригородные компании. Так, в 2014 году объем выпадающих доходов составит 17,2 млрд руб., а в региональных бюджетах заложено всего 7 млрд руб.».

В перечне поручений президента также содержится разработка комплекса мер по повышению эффективности деятельности РЖД, в том числе за счет увеличения скорости перевозки грузов и оптимизации эксплуатации порожнего подвижного состава. Кроме того, необходимо утвердить систему мотивации членов правления компании.

Помимо этого, правительству и РЖД предстоит рассмотреть возможность направления акцизов, включенных в стоимость дизельного топлива, которое компания закупает для тягового подвижного состава, на развитие инфраструктуры (при этом нужно определить источники компенсации выпадающих доходов дорожных фондов). А также возможность обнуления ставки налога на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.07.2014