08-07-11 / 2011
Новости отрасли
Предложение Владимира Якунина о создании логистического оператора для транзитных перевозок, вызвало живой отклик участников рынка

Предложение о создании логистического оператора для сквозных транзитных перевозок, озвученное в начале июня главой РЖД Владимиром Якуниным, вызвало живой отклик участников рынка. Президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик является активным сторонником этой идеи и считает, что отсутствие единого мозгового центра по транзиту является главной причиной проблем по организации транзитных потоков в нашей стране.

– Валерий Иванович, в свое время, будучи руководителем «Союзвнештранса», Вы курировали основные потоки транзитных грузов, пересекавшие территорию СССР. Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в России?

– Транзит – довольно специфический вид перевозки, который требует к себе трепетного отношения. В советское время транспортная составляющая транзитных перевозок Юго-Восточная Азия – Европа оценивалась в 20–25 млрд рублей в год, а доход от этого вида деятельности составлял 500 млн рублей. Когда были времена безвластия, у России этот кусок отобрали конкуренты и сегодня поступления от транзита составляют ноль. Между тем потенциал перевозок через территорию нашей страны оценивается на уровне $60 млрд.

– Каким образом единая управляющая компания может помочь подтянуть транзитные грузы в наши порты и на российские железные дороги?

– Чтобы работать с Западом на равных, нам надо поменять свое представление о законах рынка. Та модель, которую пытаются внедрить у нас, предполагает равный доступ к рынку, честную конкуренцию и невмешательство государства в коммерческие дела. Все это относится к временам Адама Смита и никто уже по этим принципам не работает. Мировой рынок давно поделен, и за каждой торговой структурой стоят государственные чиновники с набором нормативных актов, защищающих национальные интересы. Поэтому нужно играть не по идеальным правилам, а по тем, которые есть.

У нас же государство транзитными перевозками не занимается вообще. Единого звена, которое бы опекало этот сектор, хотя бы в годы становления, нет. И далее без управляющей компании ничего не будет – должен быть субъект, который на первых порах объединил бы всех.

Но нужно понимать, что управляющая компания – одна из ключевых, но не единственная мера. И в первую очередь нужен закон о транзите, по поводу которого наша ассоциация поставила вопрос еще в 2003 году. К сожалению, законопроект «О транзите» из-за невозможности согласовать его с федеральными структурами был исключен из плана Минтранса этого года. Однако мы намерены его вновь внести в план Координационного совета по законотворчеству.

Вместе с тем сегодня ситуации такова, что, кроме вышеперечисленного, нужен еще ряд жестких административных мер, на которые вряд ли кто в сложившихся условиях решится.

– Допустим, РФ примет все необходимые решения. С кем нам придется конкурировать и, главное, как?

– Пока у нас никто транзитом не занимался, конкуренты набрали силу, причем не только в морском сегменте. Гораздо опаснее сегодня соперничество за сухопутные маршруты, и прежде всего с китайскими товарищами. Они очень активно работают, особенно в отношении транзита по территории Казахстана. Недавно еще один пункт открыли на границе с этой республикой. Кроме того, Китай активно строит железные дороги в направлении пакистанских портов. Думаю, что скоро появится транзитный путь и через Киргизию.

Конкурировать с ними можно, в первую очередь с помощью цены и качества. Кстати, морские конкуренты не так уж сильны, если сами же мы не будем жадными. Но сейчас обработка контейнера в корейском порту в разы дешевле, чем на российском Дальнем Востоке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru07.07.11Воскреснет ли транзит?