06-10-11 / 2011
Новости отрасли
Предложение РЖД и операторов учли авторы приказа Минтранса о перевозках порожняка

Минтранс опубликовал проект приказа, определяющий условия перевозок порожнего подвижного состава.

Полное название документа - "О внесении изменений в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации".

Как сообщил "Гудку" исполняющий обязанности директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Тонких, подписание документа ожидается в течение недели.

Приказ вносит изменения в целый ряд правил МПС России 2003 года, регулирующих перевозки. В частности, в Правила приема грузов внесено понятие "собственный порожний вагон".

Порядок приема собственных порожних вагонов к перевозке осуществляется при условии внесения перевозчику (сейчас - РЖД) платы за отправку собственного порожнего вагона (и иных причитающихся платежей), если сторонами не определен иной порядок расчетов.

Отправитель не позднее чем за четыре часа до предъявления вагона направляет перевозчику уведомление, в котором содержатся сведения о станции отправления и назначения, получателе, цели перевозки с указанием даты и времени его передачи перевозчику. В качестве уведомления может использоваться бланк транспортной накладной.

Проект приказа предусматривает, что перевозчик в течение трех часов после получения уведомления обязан либо согласовать указанные дату и время, либо представить отправителю мотивированный отказ с объяснением технических или технологических причин его.

Перевозчиком совместно с отправителем могут быть согласованы иные дата и время приема порожнего вагона, а также иная станция назначения.

Перевозчик согласовывает возможность перевозки с владельцами инфраструктуры, исходя из технических и/или технологических возможностей станции, на которой предполагается прием порожнего вагона.

Владелец инфраструктуры должен дать ответ о возможности принятия вагона к перевозке в течение двух часов с момента принятия уведомления от перевозчика.

В Правила выдачи грузов внесена формулировка, в соответствии с которой получатель вагона вправе отказаться от приема порожняка только в случае, если он не может быть использован под погрузку из-за технической неисправности или коммерческой непригодности.

В Центральной дирекции управления движением рассказали, что свод правил перевозок грузов, принятый МПС еще в 2003 году, распространялся только на груженые вагоны. С тех пор ситуация на рынке перевозок очень сильно изменилась, и потребовалось нормативно упорядочить движение частного порожнего подвижного состава на сети. При этом до последнего времени ОАО "РЖД" не могло влиять на этот процесс.

"Мы можем запретить перевозку груза туда, где происходит его накопление, например в порт. А вот перевозку приватного порожнего вагона туда, где их избыток, мы ограничить не можем", - рассказали в дирекции.

Около года назад ОАО "РЖД" направило в Минтранс предложения по подготовке единых правил перевозки порожних вагонов.

Однако из Минтранса был получен ответ, что для разработки этих правил потребуются длительные юридические процедуры, поэтому, чтобы ускорить процесс, было решено менять уже существующие правила перевозок.

В Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" пояснили, что проект приказа, подготовленный Минтрансом, в основном соответствует тем предложениям, которые на протяжении ряда лет неоднократно вносились компанией.

"Можно говорить даже о том, что этот проект был разработан по инициативе ОАО "РЖД", - отметил источник "Гудка". - Мы его готовили совместно с некоммерческим партнерством "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава", а также с грузоотправителями и собственниками парка".

Юридический консультант НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Светлана Брокар назвала этот документ "плодом разумного компромисса". "Пожалуй, некоторые сомнения вызывает введение в приказ ограниченных сроков действия норм, касающихся указания грузоотправителем конкретных операторов в заявках на перевозку груза", - отметила Светлана Брокар.

Дело в том, что некоторые пункты приказа имеют ограничение по сроку действия - до 31 декабря 2012 года.

В некоммерческом партнерстве рассчитывают, что с принятием приказа будет в основном упорядочено движение порожних вагонов по напряженным участкам инфраструктуры.

"Приказом вводится приоритет "обоснованной" перевозки порожних вагонов, то есть перевозки для конкретного грузоотправителя, подтвердившего свою потребность в порожнем вагоне. Следовательно, количество вагонов, ожидающих погрузки на инфраструктуре общего пользования, значительно снизится", - говорит представитель партнерства.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.10.11Плод компромисса