02-12-14 / 2014
Новости отрасли
Правовой щит дороги

Дмитрий Липатов, начальник юридической службы ВСЖД Юридическая служба ВСЖД, незаметная в повседневной деятельности, является надежным правовым форпостом для структурных подразделений, осуществляющих свою деятельность в границах дороги.

Юристы ВСЖД «отбили» иски на сотни миллионов рублей.

– Дмитрий Анатольевич, сегодня возглавляемый вами коллектив отмечает свой профессиональный праздник, подводит итоги работы. Скажите, чем могут гордиться юристы дороги?

– Наша служба выполняет широкий спектр задач. Во-первых, осуществляет правовое сопровождение дирекций и филиалов. Так, с начала года нами проверено 6400 договоров. Во-вторых, мы выполняем огромный объем претензионной и судебной работы, и с результатом у нас не хуже, чем на других дорогах. И это при том, что нагрузки немалые. Например, в течение девяти последних месяцев наши сотрудники имеют дело с предъявленными железнодорожным предприятиям исками на сумму 1,221 млрд руб.

В числе требований значительную часть составляют иски по взысканию пени за просрочку доставки грузов. В этом плане только в нынешнем году дороге предъявлено исков на 765 млн руб. Все иски нами оспариваются. Нам уже удалось «отбить» 220 млн руб. По показателю защищенных интересов мы занимаем третье место на сети дорог.

Возникновению данных споров способствуют недоработки в законодательстве, не учитывающие проводимые реформы в отрасли. Предложения об изменении Устава железнодорожного транспорта инициированы на уровне правительства. Но мы, разумеется, тоже не сидим сложа руки. Для успешного противостояния действиям компаний, заявляющим иски, нами разработан комплекс мероприятий, направленных на изменение их политики по взаимодействию с ВСЖД в русле благоприятствования – и для них, и для нас.

Опираясь на законодательство, мы в свою очередь предъявили им иски за пользование инфраструктурой. Чего обычно ранее не делали. И это сработало. Руководители практически всех компаний, осознав, какие издержки им придется нести, пошли на попятную. Большинство компаний, начиная со второго и третьего кварталов, перестали предъявлять нам претензии за просрочку доставки грузов. Как результат – кривая исков резко пошла вниз. Если в первом квартале прошлого года от Первой грузовой компании к нам было 75% всех исков и претензий, то во втором их почти не стало. Такая же договоренность достигнута с ЗАО «РН-Транс». Это может служить примером для других партнеров ВСЖД. И, самое главное, мы пришли к нормальному взаимодействию с грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и всеми заинтересованными в этом процессе сторонами.

– Одной из важнейших задач для вашей службы на этот год было выполнение распоряжения начальника ВСЖД № 629 по освобождению полосы земельного отвода в срок до 1 января 2015 года от находящихся на ней незаконных строений, зданий, торговых павильонов и других объектов. Как дела в этом направлении?

– Из зоны полосы отвода ВСЖД в этом году необходимо убрать 165 объектов. Задача непростая. В границах полосы отвода расположены торговые павильоны, владельцев которых установить очень сложно. Здесь же располагается и половина всех трансформаторных подстанций, не состоящих на балансе организаций. Проблему мы решаем при тесном сотрудничестве с органами местной власти. Убеждаем муниципалитеты поставить трансформаторы на баланс или, при отсутствии нужды в них, произвести их демонтаж.

Незаконное размещение строений в полосе отвода приводит к тому, что их владельцам после судебного спора приходится разбирать постройки, переносить их, как это случилось на станции Медведчиково.

– При разговоре о защите интересов структурных подразделений ВСЖД невольно возникают мысли о деятельности вашей службы по оперативному получению и исполнению судебных решений...

– Службой проводится огромный объем судебно-арбитражной работы. У каждого юриста в производстве от десяти до нескольких десятков разных дел. Есть такие, для рассмотрения которых бывает достаточно одного судебного заседания. Другие требуют больших затрат времени и подготовки значительного объема документов. Например, дело по защите собственности компании на Кругобайкальскую железную дорогу в общей сложности длилось полтора года. А дело по сходу грузового поезда 12 января 2012 года на участке Слюдянка – Утулик ведется до сих пор.

Иски по взысканию ущерба, причиненного в результате крушений поездов, рассматриваются в различных арбитражных судах, поскольку в качестве ответчиков выступают заводы-изготовители вагонов из России и с Украины, что создает дополнительные трудности в исполнении полученных решений.

На днях нашими сотрудниками было выиграно в нескольких судах дело, оспаривающее решение регистрационной службы Республики Бурятия в части установления права собственности на объекты турбазы «Култушной». Не считаясь с тем, что турбаза испокон веков принадлежала железной дороге, Росимущество по Республике Бурятия, не имея никаких оснований, зарегистрировало право собственности РФ на объекты ОАО «РЖД». Конечно же, мы незамедлительно обратились в Арбитражный суд РБ, который вынес решение в пользу железной дороги. Оно вступило в силу 24 ноября. Турбаза сохранена за железнодорожниками.

В ноябре в судебном порядке бы снижен штраф Федеральной антимонопольной службы с 4 млн руб. до ста тысяч, предъявленный ВСЖД за значительное превышение времени на подключение к электрическим сетям поселка Солзан. Наши доводы о том, что в оговариваемые законом сроки дорога не смогла этого сделать оперативно по причине сложной технологической схемы подключения к своим электросетям, суд счел убедительными. В этой победе исключительная роль сотрудников отдела судебно-арбитражной работы Елены Николаевны Ефремовой и Натальи Константиновны Яроцкой. Сейчас у нас на рассмотрении еще несколько подобных дел. По ним будут приниматься аналогичные решения, что значительно снизит финансовые расходы компании.

Но, разумеется, в эффективную деятельность нашей службы есть вклад всех юристов. Не только таких заслуженных во всех смыслах этого слова, как Татьяна Алексеевна Батышева, но и молодых работников – Владимира Людвига, Дениса Запольского, Анны Рожновой, Ирины Глинской, Анны Долгих и других.

Пользуясь случаем, желаю всем нашим работникам успехов в решении поставленных задач и, конечно, здоровья.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Восточно-Сибирский путь02.12.2014