21-10-14 / 2014
Новости отрасли
Право на скидку

Идея предоставления скидок с тарифа на порожний пробег для инновационных вагонов производства Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) не получила одобрения Федеральной антимонопольной службы. Проанализировав обращения вагоностроительных и операторских компаний в свой адрес, ФАС отправила в Федеральную службу по тарифам обращение, в котором указала на необходимость применения подобных скидок на основе универсального признака для всех инновационных вагонов.

ФАС была вынуждена отреагировать на многочисленные обращения в свой адрес со стороны таких лидеров транспортного рынка, как "Уралвагонзавод" или ОАО "ПГК", которые выражали недоумение по поводу решения ФСТ о предоставлении скидки на тариф за порожний пробег только для инновационных вагонов производства ТВСЗ. Согласно пресс-релизу, опубликованному на сайте ФАС, заместитель главы регулятора Анатолий Голомолзин считает необходимым предоставлять скидки на инновационные вагоны всех производителей, а не одного конкретного.

ФСТ в апреле 2013 года утвердила тарифные скидки для железнодорожных операторов - владельцев одного из трех типов инновационных вагонов (двух моделей полувагонов и одной модели вагона-хоппера - производства Тихвинского вагоностроительного завода). Скидки на порожний пробег составляют от 6 до 15% в зависимости от вида подвижного состава. "Таким образом, скидка предоставлялась не на основе универсального принципа, а на основе узкоспециализированного. Мы направили соответствующее обращение в ФСТ о необходимости применения данной скидки на основе универсального принципа. До 15 октября они должны ответить", - сообщил А. Голомолзин 6 октября в рамках заседания рабочей группы при экспертном совете по железнодорожному транспорту при ФАС.

ФСТ, в свою очередь, не только изложила собственную позицию в ответе на имя руководства ФАС, но и озвучила ее перед представителями СМИ. Согласно ответу пресс-службы ведомства, признание вагона инновационным не находится в компетенции ФСТ и не влечет за собой обязательного изменения тарифных условий. Главным обоснованием изменения тарифных схем для ФСТ остаются не затраты собственников вагонов, а снижение стоимости самой перевозки за счет свойств инновационного подвижного состава.

Решение ФСТ России о снижении тарифов на порожний пробег отдельных моделей вагонов с улучшенной ходовой частью, так называемых инновационных, было обусловлено именно снижением воздействия на железнодорожную инфраструктуру, а не индивидуальными характеристиками вагонов конкретного производителя. При этом отдельные модели таких вагонов выпускаются не единственным предприятием. Расчет размера снижения тарифа выполнялся на основании обращения РЖД, проведенной оценки сокращения расходов инфраструктуры в процессе эксплуатации таких вагонов, а также на основании заключения Минтранса, подтверждающего соответствующий экономический эффект. Для получения тарифной скидки на свою продукцию любой производитель может обратиться в ФСТ, но до этого он должен подтвердить снижение нагрузки на инфраструктуру и экономический эффект от эксплуатации определенной модели, а также получить заключение Минтранса России, отмечают в пресс-службе ведомства.

Позиция представителей рынка, как обычно бывает, разделилась. В ОВК заявляют, что скидки для ее продукции были предоставлены вполне обоснованно, учитывая объем инвестиций компании в производство новой техники и экономический эффект от ее использования.

В свою очередь, представитель "СДС-Маш" и руководитель информационно-аналитической комиссии Объединения вагоностроителей Станислав Золотарев считает, что предложение ФАС распространить скидки на все виды инновационного подвижного состава всех производителей соответствует современным требованиям рынка. "Приказ ФСТ от 9 апреля 2013 года о предоставлении скидок в 15% на три модели ТВСЗ был издан на основании оценки ОАО "РЖД" экономического эффекта от их использования, - сообщил он ИА РЖД-Партнер.ру. - На тот момент вагоны с признаками инновационности выпускал только этот производитель. Сегодня их уже больше, поэтому целесообразно применять скидки для всех инновационных вагонов авансом, исходя из их характеристик, соответствующих принципам инновационности". По мнению С. Золотарева, позиция ФАС и состоит в том, чтобы распространить скидки с тарифа не на конкретные модели вагонов, а на их характеристики (грузоподъемность, объем кузова или др.). Например, новые крытые вагоны "Алтайвагона" с объемом кузова в 161 куб. м вполне инновационны, хотя и оборудованы тележками старого образца. "Во-первых, составы из данных вагонов экономят затраты ОАО "РЖД", так как перевозят больше груза меньшим подвижным составом и на их оперирование нужно меньше локомотивных бригад. Во-вторых, приносят экономию грузоотправителю", - считает С. Золотарев. Кроме того, он убежден, что скидку на тариф ОАО "РЖД" должно предоставлять на основании технико-экономических расчетов независимой организации, а не дочернего института - ВНИИЖТ. Порядок (регламент) расчетов должен быть разработан и утвержден государственным органом.

Определенную надежду на распространение практики государственного стимулирования приобретения инновационных вагонов на всех производителей высказал руководитель ОАО "ФГК" Виталий Евдокименко, который выразил сожаление из-за того, что существующие меры по их приобретению неэффективны для операторов. "Использование инновационного вагона позволяет достичь экономического эффекта сразу по двум направлениям - предлагая сбалансированную ставку клиенту за его использование и существенно экономя на затратах по эксплуатации - на порожнем пробеге и ремонтах. Возможности промышленности по выпуску инновационных вагонов ограниченны, их доля не превышает 1%, а существующие меры стимулирования к их приобретению неэффективны и практически не работают", - отметил он. Исправить ситуацию возможно при поддержке государства, которая может состоять, например, в расширении применения механизма частичного субсидирования приобретения данных вагонов путем выплаты утилизационной премии при списании старого вагона либо за счет субсидирования части процентной ставки. "В настоящее время данный механизм применяется только при приобретении вагонов через лизинговые схемы и не распространяется при использовании компаниями иных источников финансирования (собственные средства или кредитные ресурсы), что существенно затормаживает процесс замены старогодных вагонов на инновационные, - сообщил В. Евдокименко. - Кроме того, необходимо создание благоприятных экономических условий для планового обновления парка грузовых вагонов на инновационные с использованием эффективных мер господдержки по их приобретению с сохранением в долгосрочной перспективе стабильного спроса на данный тип вагонов". Дополнительными задачами при широком внедрении инновационных вагонов на сети дорог руководитель ОАО "ФГК" считает необходимость развития сервисных центров, формирование сети поставщиков комплектующих, а также наработку статистического информационного банка, подтверждающего высокую надежность вагонов и гарантированность заявленных межремонтных пробегов.

А заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семенкин и вовсе считает, что в скором будущем скидка для инновационных вагонов будет отменена, потому что в условиях экономического спада государству невыгодно предоставлять ее фактически из своего кармана. "Говоря о тарифных преференциях на использование инновационных вагонов, нужно понимать, что за них должен кто-то заплатить, - заявил Д. Семенкин. - Это может быть государство, владелец инфраструктуры или оператор. В случае предоставления скидки с тарифа за новый вагон платит государство. Но при этом у ОАО "РЖД" уменьшается доходная база. Но сегодня в условиях спада перевозок, сдерживания роста тарифов и дефицита бюджета этот шаг становится для государства невыгодным. Поэтому стоит ожидать не расширения списка вагонов, имеющих право на скидку, а его отмены". Говоря о заинтересованности операторов в покупке нового подвижного состава, Д. Семенкин отметил, что операторы будут покупать те вагоны, которые приносят выгоду. Поэтому производителям вагонов стоит идти по пути разработки действительно нужных рынку моделей или предоставлять операторам выгодные экономические условия для их приобретения.

С учетом сложившейся в отечественной экономике ситуации можно предположить, что этот вопрос окажется в центре многовекторного столкновения участников рынка. Желающим воспользоваться или сохранить скидки придется в очередной раз доказывать эффективность использования инновационных вагонов, чтобы хотя бы частично переложить на чужие плечи финансовые риски от их широкого внедрения на сеть.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру21.10.2014