25-08-17 / 2017
Новости отрасли
Правление ФАС 31 августа обсудит выравнивание ж/д тарифов для обычных и рефконтейнеров

Правление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ на заседании 31 августа планирует рассмотреть поправки в действующий прейскурант грузовых ж/д тарифов, выравнивающий ставки при перевозке универсальных и рефрижераторных контейнеров, сообщил "Интерфаксу" представитель ведомства.

Он напомнил, что по поручению президента РФ Владимира Путина, данному еще в 2015 г., и для привлечения на железную дорогу дополнительных объемов грузов, в том числе рыбной продукции с Дальнего Востока в центральную часть России, ФАС разработала проект соответствующего приказа. Сведений о негативных последствиях такого решения на доходы ОАО "Российские железные дороги" от компании не поступало, добавил собеседник агентства.

Тему выравнивания тарифов на железнодорожные перевозки грузов в универсальных и рефрижераторных контейнерах в России на заседании президиума Госсовета в 2015 г. поднял министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. "В универсальных контейнерах китайские ботинки везут в три раза дешевле, чем отечественную рыбу с Дальнего Востока. По факту, мы за счет рыбы и продовольствия дотируем универсальные перевозки", - заявлял он, подчеркивая, что "это - глубочайшая ошибка". "Поэтому удорожание идет", - сетовал чиновник.

"Почему дешевле мы тряпки перевозим, чем готовую продукцию - еду?", - говорил он тогда в ходе дискуссии. Как отмечал А.Ткачев, в 2011 г. поменялся алгоритм расчета тарифов на перевозку в рефрижераторных контейнерах, из-за чего стоимость транспортировки выросла в среднем в 1,5 раза. В результате объемы таких перевозок сократились: если в 2006-2011 гг. они увеличились в 5 раз, до 530 тыс. тонн, то с 2012 г. наблюдается их ежегодное падение по 10%, выражал недовольство глава Минсельхоза.

"Кроме того, мы должны везти рыбу с Дальнего Востока не 20 суток, а семь, как едут универсальные поезда. Это в три раза ускорит оборот, а значит, качество. А значит, и Европу мы "достанем", - говорил также А.Ткачев, попросив у В.Путина поддержать ведомство "в этих вопросах". "Выравнивание тарифов и сокращение времени доставки грузов поможет решить проблему развития логистики на рыбном рынке", - отмечал он.

Прав ли А.Ткачев, В.Путин тогда поинтересовался в ходе заседания у министра транспорта РФ Максима Соколова. Тот в ответ предположил, что министр сельского хозяйства сравнивает тарифы на перевозки рефрижераторных контейнеров со стоимостью транспортировки универсальных контейнеров "в скоростных поездах, которые идут за 7 суток". "Это специальные поезда, которые ускоренной контейнерной отправкой из Китая с продукцией идут как "раскачивание" нашего коридора. Семь суток - это очень быстрый маршрутный поезд", - замечал глава Минтранса.

Есть объективные причины того, почему рефконтейнерные поезда "идут медленнее и стоят дороже", говорил он. "Во-первых, там используются специальные дизель-генераторы - на несколько платформ (вагонов - ИФ), которые поддерживают температуру. Во-вторых, эти поезда имеют определенные особенности при их движении и обслуживании на станциях: их нельзя спускать с (сортировочной - ИФ) "горки". И, таким образом, тариф, действительно, отличается", - отмечал М.Соколов. При этом если снижать ж/д тарифы на транспортировку таких контейнеров, необходимо будет компенсировать РЖД (как владельцу инфраструктуры) выпадающие доходы либо за счет субсидий, либо за счет тарифов и по другим грузам, добавлял чиновник.

"То есть, если мы возим из Китая универсальными (контейнерами - ИФ) - им "зеленая улица"?", - спросил тогда в этой связи А.Ткачев. "Мы специально "раскачиваем" наш маршрут - Транссиб", - пояснил М.Соколов. "Есть скидка на маршрутные поезда, которые быстро, без остановок, через всю страну идут по Транссибу, показывая, китайцам в том числе, насколько эффективно использовать наш коридор для транспортировки грузов. Он (тариф - ИФ), действительно, сниженный, но это скоростной маршрутный поезд", - заявил глава Минтранса.

"При транспортировке куда?", - уточнил В.Путин. "В основном в Европу", - сказал М.Соколов. "И из Китая в Москву - продукцию, ширпотреб", - добавил А.Ткачев. "С этим нужно разобраться. Потому что, если говорить о приоритетах, то рыбная продукция, так же как и другие продукты питания, конечно, более приоритетны, чем ширпотреб", - заметил в этой связи глава государства.

"Мы еще раз разберемся, посмотрим. Но, хочу сказать, что даже если не снизить до уровня маршрутных контейнерных поездов, а полностью исключить инфраструктурную составляющую РЖД в тарифе ж/д перевозки, это даст экономию максимум 4 руб. на 1 кг", - ответил на это М.Соколов (до этого на заседании он сообщил, что средняя цена доставки рыбы с Дальнего Востока до Москвы составляет "ориентировочно 8,5 руб." на 1 кг рыбы" - "менее 4% в их стоимости"). "Мы посчитаем с Александром Николаевичем (Ткачевым - ИФ). Думаем, что больше", - заявил на это глава ФАС Игорь Артемьев.

Рефрижераторные контейнеры должны заменять вагоны-рефрижераторы, сказал тогда в этой связи глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. "От рефрижераторов нужно уходить, потому что это крайне непродуктивно. По контейнерам мы сейчас - с учетом того, что к нам повернулись лицом потребители и перевозчики - подготовили комплексный проект", - отмечал чиновник, добавляя, что в этой программе, в том числе, планируется задействовать "Уралвагонзавод", "Алтайвагон" и "КАМАЗ". Они планируют производить продукцию, рассчитанную на перевозку как в железнодорожном составе, так и на автомобиле "непосредственно до потребителя". "Эти рефрижераторные контейнеры будут дешевле почти на 25%, чем сегодня у иностранных поставщиков. Мы с I квартала 2017 г. готовы первые поставки делать", - отмечал министр.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс25.08.2017