21-09-10 / 2010
Новости отрасли
Правительство утвердило три технических регламента в сфере железнодорожного транспорта: о безопасности инфраструктуры, подвижного сос...

Правительство недавно утвердило три технических регламента в сфере железнодорожного транспорта: о безопасности инфраструктуры, подвижного состава и высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Об их содержании рассказал Олег Назаров.

- Олег Николаевич, в чем состоит отличие новых документов от существовавшей прежде системы техрегулирования?

- Принятые регламенты устанавливают минимально необходимые требования безопасности к продукции, которую потребляет железнодорожный транспорт, и к объектам инфраструктуры. Причем понятие "продукция" включает в себя различные технические средства, подвижной состав, основные комплектующие изделия. Важно, что в этих документах определяются обязательные для выполнения общие требования безопасности. Конкретные характеристики для выполнения данных требований изложены в стандартах и сводах правил, добровольных для применения. Продукция, выпущенная в соответствии с этими стандартами, рассматривается как соответствующая общим требованиям технического регламента (принцип презумпции соответствия). Если изготовитель не желает использовать стандарты или такого стандарта пока нет, то он должен будет доказать соответствие своей продукции общим требованиям регламента, как правило, с помощью третьей стороны. Но главное, что вся продукция может поступать на рынок только после процедуры оценки соответствия. При установлении в техническом регламенте требований к подвижному составу, его составным частям и объектам инфраструктуры были использованы наработанные годами нормативы по безопасности, что позволило максимально сохранить высокий уровень этого показателя, существующий на железнодорожном транспорте нашей страны. Обязательное подтверждение соответствия установлено в формах сертификации или декларирования. Причем номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, претерпела изменения, и существенно расширяется применение декларирования.

- Кто принимал участие в разработке тех-регламентов?

- Еще в 2005-2006 годах наш институт принял участие и победил в государственных конкурсах, объявленных Минпромэнерго (сейчас Минпромторг), на право заключения государственных контрактов на разработку новых проектов технических регламентов в сфере железнодорожного транспорта.

В связи с внесением в 2007 году ряда изменений в закон "О техническом регулировании" положения ранее разработанной концепции системы техрегулирования на железнодорожном транспорте претерпели серьезные изменения. Вместо 16 технических регламентов, первоначально предполагаемых к разработке, в итоге были определены только три. В подготовке проектов документов вместе с нами участвовали специалисты отраслевых институтов НИИАС, ВНИКТИ, а также ВНИИЖГ Роспотребнадзора, Промтрансниипроекта. Мы неоднократно проводили общественные обсуждения готовящихся регламентов с приглашением представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, предприятий-производителей и других заинтересованных организаций. Кроме того, в течение последних семи лет научно-исследовательские институты отрасли при координации ВНИИЖТа ведут работу по научно-техническому сопровождению проектов создания подвижного состава с участием зарубежных компаний. Наши специалисты за этот период проанализировали существующие европейские нормативно-технические документы, изучили процедуры подтверждения соответствия и общие подходы в области технического регулирования, действующие в Европе. Этот опыт мы смогли использовать и при разработке технических регламентов.

- В чем особенность техрегламента о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта?

- Этот вид перевозок является новым для нашей страны. Соответственно требования к нему нуждаются в разработке новой доказательной базы. Требования к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу во многом аналогичны установленным для поездов со скоростями движения до 200 км/ч. В то же время существует и ряд специальных требований. Это относится к системам управления и диагностики, тормозным системам, системам пассивной безопасности, токосъему, аэродинамике и обустройству высокоскоростной железнодорожной линии (ограждение, пешеходные переходы, пассажирские платформы, системы сигнализации, контактная сеть и др.). Важно, что все установленные в утвержденном техническом регламенте требования гармонизированы с основными положениями европейской директивы 96/48/EC по эксплуатационной совместимости трансъевропейских высокоскоростных железнодорожных систем и директивы 2004/49/ЕС по безопасности на обычных железнодорожных линиях Сообщества.

- Что нужно сделать для скорейшего внедрения новых правил в повседневную практику работы отрасли?

- В наших технических регламентах, как и в международной практике, применен способ задания требований, выраженных в основном общими качественными характеристиками продукции. А вот конкретные числовые параметры, в свою очередь, должны уже устанавливаться в поддерживающих стандартах или сводах правил. Поэтому теперь нам нужно срочно разработать такие документы. В них будут приведены четкие требования к продукции, определены методы и условия обязательного подтверждения ее соответствия.

Требуется также как можно быстрее гармонизировать подходы в сфере технического регулирования на пространстве колеи 1520 мм.

В настоящее время на основе утвержденных российских регламентов уже прорабатываются аналогичные документы в формате стран Евразийского экономического сообщества и СНГ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.09.10Поедем по-новому