15-05-20 / 2020
Новости отрасли
Правительство утвердило программу "вечных" бондов РЖД с опцией досрочного погашения

Исполняющий обязанности премьер-министра РФ Андрей Белоусов подписал распоряжение, позволяющее ОАО "Российские железные дороги" разместить "вечные" облигации на общую сумму 370 млрд руб.

Документ, датированный 13 мая, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. В рамках утвержденной программы бондов серии 001Б компания сможет сделать несколько выпусков бессрочных облигаций, в том числе - в иностранной валюте (в пределах утвержденного рублевого лимита).

Согласно распоряжению, бумаги "предназначены для квалифицированных инвесторов - юридических лиц, с возможностью досрочного погашения по усмотрению их эмитента". При этом министерству финансов РФ предписано обеспечить компенсацию неполученных доходов держателям этих облигаций в случае, если РЖД примет решение не выплачивать купонный доход.

Как сообщалось ранее, 20 мая совет директоров "Российских железных дорог", который возглавляет Белоусов, намерен рассмотреть проспект бессрочных облигаций. Вопрос об их выпуске в начале мая поднимался на совещании по развитию транспорта, которое провел президент РФ Владимир Путин. Генеральный директор РЖД Олег Белозеров тогда затронул эту тему в контексте возможных проблем с финансированием CAPEX монополии в условиях падения доходов от перевозок.

"На основе существующих прогнозов развития экономики мы подготовили стресс-сценарий. Понимаем, что доходы сократятся, и (это - ИФ) в первую очередь отразится на нашей инвестпрограмме: она потенциально может уменьшиться в 4 раза - с 820 млрд до 200 млрд руб. Считаем такое изменение недопустимым, поскольку это не только отложит достижение целевых показателей, но и приведет к разрушению производственных связей. Хотели бы сохранить инвестпрограмму на уровне не менее 620 млрд руб.", - сказал он.

Покрыть дефицит CAPEX глава компании предложил именно за счет "вечных" бондов. "Мы не просим средств из федерального бюджета, имеем хорошие инвестиционные рейтинги, высокий авторитет на рынке заимствований. Готовы привлечь средства через механизм бессрочных облигаций, над которыми вместе с коллегами из правительства и ЦБ работали в течение двух лет", - заявил на совещании Белозеров.

"Базовые решения по (таким - ИФ) облигациям уже приняты, требуется закрепить ряд уточнений и разъяснений. И при поддержке правительства и Центрального банка мы будем готовы начать выпуск бессрочных облигаций в течение месяца и разместить в 2020 г. (бумаги - ИФ) на сумму не менее 370 млрд руб. Инвестиции сформируют заказ более чем для 20 отраслей промышленности и при этом обеспечат дополнительные поступления в бюджетную систему более 40 млрд руб.", - добавил топ-менеджер.

Путин поддержал это предложение, попросив правительство и ЦБ "в сжатые сроки" подготовить нормативную базу для таких облигаций перевозчика, чтобы они "были выпущены в обращение уже в этом году". "Нужно для этого все сделать", - заявил он. "Нам важно не потерять инвестиционный горизонт на транспорте, реализовать планы по укреплению инфраструктуры, обновлению парка перевозчика. Это не только основа для будущего роста экономики, но и спрос на товары, услуги поставщиков и подрядчиков по всей кооперационной цепочке", - подчеркнул глава государства.

Пока, правда, не до конца понятно, будут ли бумаги полноценно рыночными. Главный вопрос - кто будет готов покупать бумаги, отмечали источники "Коммерсанта" на фондовом рынке, поясняя, что по подобным облигациям возможна отмена купона, если у компании убыток, а значит, инвесторам придется проводить дополнительное резервирование.

Чтобы "вечные" облигации были интересны инвесторам, купонная доходность по ним должна быть сопоставима с исторической дивидендной доходностью популярных "префов", с которыми, по сути, схож этот инструмент, говорил газете гендиректор УК "Спутник - Управление капиталом" Александр Лосев. "А если доходность будет сопоставима с "дальними" ОФЗ (6% годовых - ИФ), никому такие облигации не будут нужны из-за несопоставимых рисков, и банки найдут способ их не покупать", - считает он.

Стресс-сценарий, как писал РБК, предполагает, что выкупать вечные облигации будут "системные банки" (к ним относятся Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк и "Открытие"). Идея выкупа "вечных" облигаций РЖД госбанками фигурировала и в письме главы Минтранса Евгения Дитриха премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, содержание которого приводил "Коммерсантъ".

Такие бонды "позволяют не включать их в состав долговой нагрузки", они "используются как временная мера для снижения давления на долговые коэффициенты", отмечала компания. Выплаты процентов по этим облигациям "Российские железные дороги" обещали начать с 2022 г., писал РБК.

Сами "Российские железные дороги", между тем, готовы были разместить "вечные" облигации еще задолго до "коронавирусного кризиса". Нормативная база для этого была утверждена в конце 2018 г., когда были приняты соответствующие поправки в закон "О рынке ценных бумаг" (они позволяли использовать бонды без срока погашения компаниям небанковского сектора).

В их ожидании представители РЖД говорили о возможности направления средств на развитие московского транспортного узла или создание Северного широтного хода, однако в дальнейшем - заявляли о планах выпуска без привязки к конкретным проектам. "Пилотный" объем размещения оценивался в 10-15 млрд руб.

В целом же, как говорила в декабре начальник отдела по работе на рынках капитала департамента корпоративных финансов "Российских железных дорог" Анастасия Шаханова, компания утверждает программу на 100 млрд руб. и первые бумаги рассчитывает разместить в 2020 г. "Это "рамочная" программа, которая не накладывает на нас какие-то обязательства, она бессрочная", - уточняла при этом она.

"Если бы не было бы сейчас такой волатильности, и был бы вопрос о "вечных" бондах - мы с удовольствием в середине года попробовали бы (их - ИФ). Но, может, еще попробуем, если рынок успокоится", - заявлял в середине марта 2020 г. первый замглавы РЖД Вадим Михайлов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.05.2020