09-04-14 / 2014
Новости отрасли
Правительство утвердило Программу развития угольной энергетики до 2030 года

Программа в оптимистичном варианте предполагает, что добыча угля в стране за ближайшие 16 лет вырастет с 350 млн тонн в год до 480 млн. Однако для вывоза таких объемов продукции потребуется  помощь государства.

Необходимо отметить, что правительство пошло на определенный компромисс, поскольку в первоначальном варианте программы не предполагался рост добычи в Кузбасском регионе, а упор был сделан на развитие месторождений в непосредственной близости от границы с Китаем. Акцент на переориентацию добычи на Востоке сохраняется, однако намечен и рост с 200 млн тонн до 238 млн тонн в Кузбассе.

В Байкальском регионе увеличение объемов составит 15 млн тонн, в Восточной Сибири (без Байкальского региона ) – 32 млн тонн, а в Дальневосточном федеральном округе – 42 млн тонн.

Как пояснил министр энергетики Александр Новак, программа исходит из того, что внутри страны в целом потребление этого вида топлива останется прежним, экспорт по атлантическому направлению тоже не увеличится. Весь прирост пойдет на Восток, что в корне изменит сегодняшнее соотношение потоков.

«В программе поставлена задача не только сохранить позиции российских компаний на рынке АТР, но и увеличить их долю с 6% до 15%, – заявил на заседании правительства Александр Новак. – За счет развития железнодорожного транспорта на Восток будут направлены дополнительные объемы из Кузбасса – порядка 36 млн тонн, еще 50 млн тонн будут экспортироваться с новых российских дальневосточных месторождений».

Однако при всем оптимизме таких планов оборотная сторона, а это финансовое состояние угольных компаний, внушает опасение. Как сообщил генеральный директор ОАО «СУЭК» Владимир Рашевский, общий объем кредиторской задолженности угольных компаний составляет 161 млрд руб., и по результатам прошлого года большинство из них показали отрицательный результат деятельности. Поэтому Владимир Рашевский попросил правительство об определенных льготах по поддержке угольной промышленности, в частности, о субсидировании кредитной ставки. Это позволит увеличить инвестиции в отрасль, которые в прошлом году снизились по сравнению с 2012 годом почти в полтора раза. Правда, не очень хорошие показатели генеральный директор СУЭКа объяснил плохой мировой конъюнктурой, которая затем обязательно улучшится, и этот момент нельзя упустить.

Правительство сейчас оказалось в сложном положении. Для увеличения объемов экспорта угля поддерживать придется и РЖД, для которых эти перевозки прибыли не приносят.

«Сейчас перевозка тонны угля на один километр стоит 13 копеек, чего нет ни в одной стране мира, – говорит первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин. – Здесь может быть два выхода».

Первый – это организация специального тяжеловесного движения, но при этом в лучшем случае РЖД будут покрывать лишь операционные затраты на такие перевозки.

Второй – дотирование экспорта, что предполагает прямую поддержку угольщиков. Как полагает Александр Мишарин, неправильно развивать одну отрасль в ущерб другой, не менее важной для всей экономики в целом.

Что же касается Кузбасского региона, который находится прямо в центре страны, то, по мнению Александра Мишарина, при выстраивании логистики угольным компаниям необходимо развивать экспорт как на Восток, так и на Запад, и на Юг, потому что там также расширяются провозные мощности.

Сейчас ОАО «РЖД» и угольные компании предлагают правительству начать проработку варианта второго этапа расширения Дальневосточного полигона, который оценивается в 600–700 млрд руб. Что позволит вывозить все перспективные грузы в этом направлении без ограничений.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.04.2014