12-01-09 / 2009
Новости отрасли
Правительство страны обсуждает вопрос о возможном увеличении уставных капиталов компаний, перевозящих грузы по железным дорогам

Правительство страны обсуждает вопрос о возможном увеличении уставных капиталов компаний, перевозящих грузы по железным дорогам. Эти средства должны пойти на закупку новых вагонов. В числе основных претендентов на госпомощь в виде увеличения уставного капитала – ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). О подробностях этой идеи рассказал заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров. Фактически чиновник развил мысль президента Дмитрия Медведева, который в минувшие выходные заявил, что данная мера могла бы стимулировать спрос на продукцию машиностроения. По словам заместителя министра, в условиях кризиса имеет смысл закупать подвижной состав на более выгодных условиях. Минпромторговли и Минтранс уже создали рабочую группу, которая должна согласовать позицию перевозчиков и машиностроителей, поскольку предполагается, что предметом разногласий скорее всего станет стоимость подвижного состава. По данным «Гудка», государство рассчитывает договориться с машиностроителями о снижении цен до уровня 2005 года, когда вагон стоил около 1,25 млн руб. По сведениям Дениса Мантурова, в 2009 году планируется закупить лишь 19 тыс. 800 вагонов. Однако, по словам чиновника, уже в 2010 году необходимо произвести и закупить порядка 40 тыс. вагонов. Для того чтобы обеспечить спрос на подвижной состав, по мнению Дениса Мантурова, имеет смысл обсуждать вопрос о возможном увеличении уставных капиталов двух компаний. «Если это решение будет принято, то, безусловно, у нас появится возможность увеличить количество приобретаемого подвижного состава», – отмечает первый заместитель генерального директора ПГК по коммерции и производству Игорь Асатуров. По его словам, компания уже трижды пересматривала бюджет на закупку подвижного состава в 2009 году. «Базовый сценарий предусматривал приобретение 33 тыс. вагонов, в прошедших сентябре – октябре мы уже заявляли в Министерство транспорта о покупке 22 тыс. вагонов, а в конце декабря речь шла всего о 8,8 тыс.», – пояснил Игорь Асатуров. По его словам, это тот минимум, который компания может приобрести за счёт собственных средств при отсутствии кредитных ресурсов, сокращении объёма перевозок и возникшем профиците парка. Впрочем, по мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Дмитрия Баранова, возникший излишек вагонов в результате падения грузооборота не является помехой для обновления парка, порядка 65% подвижного состава сильно изношены: «стаж» вагона примерно 23 года. «Сейчас есть простои, но они небольшие, а вот повышение уровня изношенности продолжается, и если компании не будут обновлять парк, то при восстановлении объёмов грузооборота ПГК будет трудно работать», – сказал господин Баранов, напомнив, что в 2006 году при росте грузооборота уже возникал дефицит вагонов. Кроме того, по его мнению, государственная помощь будет благом не только для перевозчиков, но и для промышленности. Однако генеральный директор ОАО «Уралвагонзавод» Николай Малых заявил «Гудку», что для обеспечения вагоностроителей заказами потребуется не только увеличение уставных капиталов крупнейших компаний-операторов, но и влияние государства на снижение цен на продукцию металлургов и производителей комплектующих. Снижение должно произойти по всей цепочке – от металла до комплектов тормозного оборудования и краски. Только так можно решить задачу по снижению цены на вагон фактически до уровня 2005 года. Иначе поддержка государства даст половинчатый эффект, опасается господин Малых. ОАО «Уралвагонзавод» даже в 2008-м, достаточно благополучном году работало с минимальной рентабельностью. «А в нынешних условиях предложенная правительством цена на вагон в размере 1,25 млн руб. для нас является неприемлемой, так как предприятие попросту будет работать в убыток», – заявил Николай Малых. Но, по мнению Дмитрия Баранова, вариант, при котором закупки вообще будут осуществляться, лучше, чем полное отсутствие заказов. По оценке эксперта, в начале 2008 года стоимость одного полувагона составляла $48 тыс., в середине года цена подскочила до $90 тыс., а с наступлением кризиса снизилась до $55 тыс. (1,65 млн руб). Не исключено, что цены и дальше будут падать без нажима государства. Эксперт считает, что объём средств, который потребуется правительству для увеличения уставных капиталов, составляет около 35–40 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.01.2009Вагоны денег