09-07-19 / 2019
Новости отрасли
Правительство РФ утвердило временный порядок контроля транзита "санкционки", обсуждает модель оперирования

Правительство РФ утвердило временный порядок контроля за автомобильным и железнодорожным транзитом украинских товаров в третьи страны через территорию РФ.

Как сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с содержанием документа, временный порядок утвержден с 4 июля и направлен на обеспечение международного автомобильного и ж/д-транзита с территории Белоруссии на территорию Казахстана или Киргизии через территорию РФ.

При этом, по словам собеседника агентства, в документе указывается, что для выполнения такой транзитной перевозки грузовые отсеки транспортных средств и подвижного состава должны быть опломбированы пломбами на основании технологии ГЛОНАСС, а у водителя автомобиля, осуществляющего транзит, должен быть учетный талон.

Ранее в июне сообщалось, что соответствующие поправки были внесены в указ президента РФ о применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юрлиц РФ, подписанный в октябре прошлого года. Правительству было поручено утвердить перечень пунктов пропуска через госграницу для транзита, порядок осуществления перевозок, требования к пломбам ГЛОНАСС, порядок выдачи талонов, а также обеспечить создание и эксплуатацию системы контроля. Предполагалось, что указ вступит в силу с 1 июля.

В конце мая на совете ЕЭК страны ЕврАзЭС договорились расширять применение электронных пломб при транзите товаров и провести в третьем квартале многосторонний эксперимент, сообщал журналистам первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.

ТРАНЗИТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

При этом соответствующий пилотный проект проводило ООО "Центр развития цифровых платформ" (согласно данным системы "СПАРК-Интерфакс", на 100% принадлежит оператору системы взимания платы с грузовиков "Платон" ООО "РТ-Инвест Транспортные системы", РТИТС). Согласно данным "СПАРК-Интерфакс", владельцем 50% в РТИТС является АО "РТ-Инвест" (ранее сообщалось, что компания на 74,99% принадлежала ООО "Царицын Капитал", единственным владельцем которого являлся Андрей Шипелов, остальные 25,01% "РТ-Инвеста" - у ГК "Ростех" - при этом по данным на 26 февраля 2019 года учредители не заявлены). Другими совладельцами РТИТС являются Игорь Ротенберг (23,5%), Андрей Шипелов (19%), Антон Замков (7,5%).

По словам источника "Интерфакса", знакомого с процессом подготовки указа президента о транзите санкционных грузов, после публикации указа должны были выйти постановление правительства РФ со схемой реализации проекта, а затем распоряжение правительства РФ о назначении единого оператора. "Однако за несколько дней до вступления указа в силу было получено письмо на имя вице-премьера РФ Максима Акимова от АО "ГЛОНАСС", в котором компания предложила свои услуги по оперированию системой, отмечая, что у нее есть компетенции для реализации данного проекта", - сказал собеседник агентства. При этом источник отметил, что в связи с появлением второго претендента было принято решение установить вышеуказанный временный порядок, "который не был разработан под конкретного оператора".

Как добавил собеседник "Интерфакса", "в настоящее время обсуждается принцип оперирования системой - либо это будет единый оператор, либо несколько".

Ранее в июле министр транспорта РФ Евгений Дитрих говорил, что правительство России подготовило проект временного регламента, по которому пломбировку транзита через Россию санкционных грузов смогут осуществлять несколько операторов. Министр также отметил, что предлагался единый оператор, уже начавший тестирование.

"Тема довольно сложная, с учетом того, что нами предлагался оператор, который сейчас и подготовил все необходимые средства пломбирования - развернул все свои мощности для осуществления такого пломбирования на 20 пунктах пропуска и контрольно-пропускных пунктах", - пояснял Дитрих, указывая, что решение о назначении единого оператора для работы системы электронных пломб не принято. "На сегодняшний момент подготовлен проект временного регламента, временного порядка, который допускает возможность нескольких операторов участвовать в этой работе. Временный регламент будет действовать, пока его не отменят. Специальных сроков внутри него не обозначено", - подчеркивал глава Минтранса.

ОПЕРАЦИОННЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Вместе с этим, по мнению другого источника "Интерфакса", знакомого с ходом реализации проекта, установленный временный порядок был введен "исключительно для одной компании - ЗАО "Торговый Дом "ИПК "Страж", которая действует по гражданско-правовому договору с АО "ГЛОНАСС". "В документе не указана стоимость сервиса, размер обеспечительного платежа за электронную пломбу, режим допуска для других операторов на контрольные пункты. Фактически контроль осуществляется за счет перевозчиков без обоснования финансовой модели компанией, которой АО "ГЛОНАСС" передала свои функции единственного исполнителя с 2016 года. Средства идут в частную компанию, а не в государственный бюджет", - уверен собеседник агентства.

По данным системы "СПАРК-Интерфакс", единственным владельцем ЗАО "Торговый Дом "ИПК "Страж" является Виктор Крылов, до него - Виктор Костин. При этом, согласно данным "СПАРК-Интерфакс", Крылов является совладельцем целого ряда компаний, связанных с продажей систем пломбирования.

Кроме того, по словам собеседника "Интерфакса", во временном порядке, который был утвержден правительством, "отсутствует ключевое звено транзита - ФТС". "Не обеспечен пропуск на 30 пунктах контроля. То есть, документ продляет действие указа президента РФ от 1 января 2016 г. N1 об ограничении транзита санкционных товаров, а не об его открытии", - перечисляет он, указывая, что условий для допуска других операторов нет, у структуры РТИТС обустроено 30 пунктов пропуска, у АО "ГЛОНАСС" - пять.

При этом источник "Интерфакса", знакомый с процессом подготовки изменений указа, отмечает, что инициатива РТИТС предполагает реализацию проекта через заключение концессионного соглашения, согласно которому компания запрашивает 22 млрд руб. господдержки - "в то время, как АО "ГЛОНАСС" готово реализовать проект за счет платы за пломбу". При этом стоимость использования пломбы у структуры РТИТС - 300 руб. в сутки, у АО "ГЛОНАСС" - 960 руб. в сутки, указывает второй собеседник агентства, отмечая, что вместо компенсации по концессии компания будет взимать деньги с перевозчиков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс09.07.2019