24-12-20 / 2020
Новости отрасли
Правительство РФ рассмотрело финплан РЖД с CAPEX-2021 более чем в 730 млрд. руб.

Кабинет министров РФ на заседании в четверг рассмотрел проект финансового плана монополии на ближайшую трехлетку. Согласно документу, с которым ознакомился "Интерфакс", в ходе подготовки бюджета на 2021 г. была сверстана инвестиционная программа в размере 731,6 млрд руб.

Похожую цифру в ходе заседания озвучил и премьер Михаил Мишустин, отметив что "более 730 млрд руб. планируется вложить в развитие железных дорог уже в следующем году". Правительство пока не обнародовало итогов заседания - как правило, они публикуются по мере подписания протокола через 1-2 дня.

Согласно документу, чистый денежный поток от операционной деятельности, по оценкам компании, составит 382,1 млрд руб., от финансовой - 33,7 млрд руб. (с учетом 96 млрд руб. займов и кредитов и 73,2 млрд руб. взносов в капитал), поступления от продажи "дочек" - 9,6 млрд руб., их дивиденды - 8 млрд руб. Цифра посчитана с условием отсутствия дополнительных тарифных решений (индексация тарифов исключительно по формуле "инфляция минус", +3,7%), сохранение налога на имущество на уровне 1,6% (вместо 2,2%) и невыплаты дивидендов на обыкновенные акции. В итоге дефицит финансирования инвестиционной программы РЖД в 2021 г., по их расчетам, составит 268,2 млрд руб. Покрыть его за счет дальнейшего наращивания долговой нагрузки, достигшей в 2020 г. 1,9 трлн руб., невозможно, подчеркивает монополия: на обслуживание долга уже уходит почти треть EBITDA - при том, что необходимо ежегодно рефинансировать уже существующие обязательства.

"Подобные потери потребовали уже в 2020 г. принять экстраординарные меры для покрытия дефицита - выпустить бессрочные облигации, которые не учитываются в объеме долговой нагрузки по правилам РСБУ и МСФО, однако требуют обслуживания как обычный долг. (Их - ИФ) необходимо будет выкупить в 2025 г.", - отмечает компания.

В 2020 г. она выпустила таких бумаг на 313 млрд руб. при общем утвержденном властями лимите в 370 млрд руб. Для сохранения капитальных затрат, считает руководство монополии, важно дополнительное государственное финансирование.

Без него есть риск пересмотра инвестиционных рейтингов компании. "Учитывая, что у РЖД около 80% долга представлены публичными заимствованиями (облигациями и еврооблигациями) любая просрочка по выплате процентов приведет к автоматическому кросс-дефолту по всему портфелю", - опасается при этом монополия. "Для диалога с рейтинговыми агентствами важным является поддержка со стороны акционера: предоставление средств федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал, а не долга; продолжения программы бессрочных облигаций (за счет - ИФ) средств государственных фондов", - говорится в пояснительной записке.

Для покрытия дефицита "Российские железные дороги" предложили в 2021 г. продать активы на 93,2 млрд руб., разместить "вечные" облигации на 23,8 млрд руб. и использовать "кредитный рычаг" на 150 млрд руб. Последний, правда, увеличит на 6,2 млрд руб. размер процентов по обязательствам. Кроме того, предложенные меры нарастят налог на прибыль на 4,2 млрд руб. Но все это будет компенсировано положительным изменением оборотного капитала в 11,7 млрд руб. Все это позволит восстановить источники финансирования инвестиционной программы, отмечает монополия.

В частности, предусмотрена реализация пяти федеральных проектов.

В 2021 г. будет закончен I этап модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (под 124,9 млн тонн).

К концу 2023 г. планируется обеспечить провозную способность "восточного полигона" в размере 173 млн тонн, отмечают при этом РЖД. К этому же сроку провозную способность на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна планируется увеличить до 125,1 млн тонн, пассажиропоток в "центральном транспортном узле" прогнозируется в размере 791,1 млн пассажиров. За трехлетку будут выполнены проектные работы по высокоскоростной магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург - Москва.

Также компания отмечает, что обеспечит "минимально необходимые инвестиции для устойчивости производственного процесса", продолжится обновление инфраструктуры. На это, а также на цифровизацию и внедрение ресурсосберегающих технологий, доведение объектов к нормативным требованиям в 2021-2023 гг. предусмотрено 526 млрд руб. Планируется отремонтировать 10,9 тыс. км путей.

В CAPEX заложены инвестиции на обновление предприятий путевого комплекса, устройств электроснабжения, автоматики и телемеханики, искусственных сооружений и предприятий локомотивного комплекса. Продолжится развитие инфраструктуры пассажирского комплекса, в том числе реконструкции вокзалов дальнего сообщения.

Для этого в 2021-2023 гг. предусмотрены капитальные затраты в объеме более 401,1 млрд руб. В частности, будут приобретены 1,5 тыс. единиц локомотивов и 205 вагонов "Ласточек".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс24.12.2020