15-01-19 / 2019
Новости отрасли
Правительство РФ намечает продажу контрольного пакета Трансконтейнера в 2019 г

Правительство РФ ориентируется на продажу контрольного пакета ПАО "Трансконтейнер", принадлежащего ОАО "Российские железные дороги", в 2019 году.

"Мы готовим график продажи, предусматривающий закрытие сделки в течение этого года на тех же условиях, о которых я всегда говорил - максимальное количество участников, недискриминационные условия, открытые торги", - заявил вице-премьер РФ Максим Акимов журналистам в кулуарах Гайдаровского форума во вторник.

Правительство РФ уже не первый год обсуждает продажу 50% + 2 акции оператора. Предыдущий глава РЖД Владимир Якунин настоял на передаче доли в "Объединенную транспортно-логистическую компанию" (ОТЛК) России, Белоруссии и Казахстана, создававшуюся для транзита контейнерных грузов между Европой и Китаем. Однако с приходом Олега Белозерова концепция совместного предприятия поменялась: его было решено развивать по принципу asset light (без активов).

Кабинет министров же после смены руководства монополии согласился на приватизацию пакета акций оператора. Хотя пока формально он и остается у ОТЛК, есть принципиальное решение о его продаже. В 2017 г. вопрос вышел на уровень Игоря Шувалова, занимавшего тогда пост первого вице-премьера, после дискуссий стали понятны общие контуры сделки.

При этом обозначился достаточно широкий круг потенциальных претендентов на долю. Интерес к активу в разное время обозначали группа UCL Владимира Лисина с Mediterranean Shipping Company, Global Ports и группа "Дело" Сергея Шишкарева (в 2017 г. купила 30,75% акций портового холдинга у его основателей), CMA CGM с компанией "Логопер", а также Российский фонд прямых инвестиций и, конечно же, крупнейший миноритарий оператора - FESCO (головная компания - ПАО "Дальневосточное морское пароходство"), контролируемый группой "Сумма" Зиявудина Магомедова и ее партнерами.

Представители последней, владевшей 25,07% акций оператора, выражали активное стремление консолидировать контрольный пакет, и считались главными претендентами на актив. В случае покупки оператора планировалось интегрировать с FESCO для создания "национального чемпиона", отмечал, в частности, первый заместитель исполнительного директора "Суммы" Александр Панченко.

Однако в конце 2017 г. 24,5% акций оператора у второго его крупного миноритария - НПФ "Благосостояние" (создано при участии "Российских железных дорог") - выкупило ООО "Енисей Капитал" Романа Абрамовича и Александра Абрамова. Последний заявлял журналистам, что у "Благосостояния" акции были выкуплены по приемлемой цене (она "соответствовала рыночному уровню" - около 14,75 млрд руб.) "с целью заработать деньги", однако не исключил и возможности участия в конкурсе по продаже контрольного пакета. Хотя и дал понять, что пока это больше потенциальный интерес: "Мне интересно каждый день обедать - вот на таком уровне".

В марте "Енисей" провел в совет директоров оператора двоих своих представителей - руководителя проектов Millhouse (компания Абрамовича) Давида Давидовича и управляющего директора фонда прямых инвестиций Invest AG (структура А.Абрамова и другого совладельца Evraz Александра Фролова) Сергея Лудина. Затем был сменен и руководитель "Трансконтейнера": пост генерального директора занял Вячеслав Сараев, занимающий различные должности в структурах Evraz.

На этом фоне в марте 2018 г. З.Магомедов и его брат Магомед были арестованы. Им было предъявлено обвинение в организации преступного сообщества, мошенничестве, растрате и незаконном обороте оружия. В октябре FESCO продала ВТБ 24,84% из своего пакета в операторе, при этом банк заключил форвардный контракт со сторонним инвестором. Его финансовая организация не называет, но на транспортном рынке есть мнение, что долю также приобретут структуры А.Абрамовича и А.Абрамова.

Эту мысль косвенно подтверждает и список кандидатов, выдвинутых в совет директоров "Трансконтейнера" от ВТБ для голосования на внеочередном собрании акционеров оператора 18 января (созвано по инициативе "Енисея"). В это число, например, вошел Леа Верни - председатель совета директоров Zoltav Resources, контролируемой сыном Р.Абрамовича - Аркадием. Кроме того, банк выдвинул в совет директоров оператора вице-президента "Си Ай Эс Инвестмент Эдвайзерс" (Invest AG) Максима Гавриленко (в 2012-2015 гг. - старший аналитик департамента нефтегазовых проектов Газпромбанка).

Между тем, металлургический профиль новых совладельцев, плохо сочетаемый с контейнерным бизнесом, а также предположения об использовании банка для выкупа доли старшего миноритария (без отвлечения средств) и заявления о временном характере инвестиции породили перетолки о консолидации долей в интересах дальнейшего покупателя. Осенью на рынке даже прошел слух, что из пакета РЖД продаваться будет только 25% "Трансконтейнера" - владельцу доли, близкой к 50%, этого вполне достаточно для получения контроля в операторе.

Однако М.Акимов в октябре эти домыслы опроверг, хотя и косвенно подтвердил идею о консолидации миноритарных пакетов одним покупателем. "Вариант "25%" не рассматриваем, несмотря на консолидацию пакета", - сказал он. "Позиция наша не изменилась: мы будем добиваться открытой и прозрачной аукционной продажи пакета целиком", - подчеркивал при этом вице-премьер РФ. По его словам, "если предложение о продаже будет поддержано после доклада руководству страны", стоит ожидать продажи 50% + 2 акций "Трансконтейнера" "максимально конкурентным способом с минимальным объемом ограничений, максимально прозрачно".

При этом в сентябре глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев заявлял, что выступает за "серьезные инвестиционные условия" для покупателей контрольного пакета акций "Трансконтейнера". "Мы за приватизацию (актива - ИФ). Но она должна проходить так, чтобы были инвестиции и рост контейнерных перевозок. То есть приватизация, чтобы остаться там, где есть, мне кажется странной, тем более при нынешних ценах на рынке", - заявлял он.

"Я не буду подсказывать Минэкономразвития, но думаю, там должна быть приватизация с серьезными инвестиционными условиями. Когда государство отдает очень важный актив по низкой цене, должны вкладываться миллиарды долларов в развитие инфраструктуры контейнерных перевозок в РФ. Иначе нельзя даже подпускать никого к этому активу", - подчеркивал глава ФАС.

"Трансконтейнер" владеет и управляет примерно 68 тыс. крупнотоннажных контейнеров, около 26 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, имеет сеть терминалов в РФ (на 40 станциях) и в Словакии, также ему принадлежат 50% акций АО "Кедентранссервис" (с 19 ж/д терминалами в Казахстане) и доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.01.2019