27-02-23 / 2023
Новости отрасли
Правительство разработало законопроект о едином операторе северного завоза

Эксперты опасаются быстрой перестройки системы перевозок без переходного периода

Правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, который вводит регулирование северного завоза. Он опубликован на сайте палаты 22 февраля 2023 г. Проект определяет территории завоза, разделяет грузы на категории, устанавливает полномочия госорганов и т. д.

В пояснительной записке говорится, что из-за отсутствия системного подхода есть риски нарушения сроков доставки. Сейчас, по мнению авторов проекта, отсутствует полная статистика по объемам и маршрутам грузов. "Правительству и министерствам приходится применять "ручное управление", чтобы не допустить срыва поставок жизненно важных товаров", - отмечается в документе.

В 2021 г. на фоне восстановления экономики от коронавируса морской транспорт и стивидоры с трудом покрывали спрос. Во второй половине года в портах Приморья скопилось много контейнеров. Из-за этого возникли проблемы с северным завозом, возник дефицит товаров в отдаленных регионах - Магаданской области, на Чукотке и др. ("Ведомости" писали об этом 30 ноября 2021 г.).

В итоге в мае 2022 г. президент РФ Владимир Путин поручил определить единого оператора и представить предложения по субсидированию кредитов для северного завоза.

В законопроекте предложено выработать критерии определения регионов северного завоза. Также правительство предложило назначить федерального координатора завоза и определить единого морского оператора.

Также будет создана федеральная государственная информационная система (ФГИС) мониторинга северного завоза. Она будет обрабатывать и анализировать информацию о движении грузов и выявлять риски сбоев.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, на ФГИС "Северный завоз" выделят 819,5 млн руб. (в 2024 г. - 176,3 млн руб., в 2025 г. - 314,1 млн руб., в 2026 г. - 329,1 млн руб.). После ввода в эксплуатацию обслуживание ФГИС оценено в 24,7 млн руб. в год.

По словам директора АНО "Инфокультура" Ивана Бегтина, срок создания новой ФГИС и затраты сильно зависят от ее функциональности. "Не понятно, будут ли в нее включены системы поставок, закупок, управления имуществом, логистикой, а также как и с чем она будет интегрирована", - отметил Бегтин. Разработка может занять от трех месяцев до года, добавил он.

Стоимость разработки ГИС - "от нескольких миллионов до нескольких сотен миллионов рублей", сказал Бегтин. По его словам, есть и такие системы, которые обошлись в несколько миллиардов рублей, например порталы госзакупок или госуслуг. "Масштаб этой ФГИС меньше, но и аппетиты разработчиков растут", - добавил эксперт.

Законопроект предлагает разделить грузы северного завоза на три категории. Первая - необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения; вторая - грузы для государственных и муниципальных нужд; третья - все иные.

Eще один законопроект регламентирует создание и содержание сооружений для грузов северного завоза, а также для приоритетной обработки грузов в портах и на железной дороге. Он обяжет линейных морских перевозчиков обеспечивать приоритетную транспортировку, а также приоритет грузов северного завоза перед иными перевозками, кроме воинских железнодорожных.

Оба закона должны вступить в силу 1 сентября 2023 г.

Предусматриваются субсидии из федерального бюджета на ФГИС "Северный завоз", на возмещение компаниям доходов, недополученных из-за льготных тарифов на перевозки грузов, а также на содержание инфраструктуры и на кредиты на закупку грузов жизнеобеспечения.

РЖД на возмещение издержек от льготных тарифов на перевозку моторного топлива из бюджета будут выделять 1,7 млрд руб. в год. Юрлица за скидки на перевозку грузов северного завоза между Большим портом Санкт-Петербург или Мурманском во Владивосток или в порт Восточный и обратно, а также на расходы на судозаход в порты получат 560 млн руб. в год. Общая потребность в бюджетных ассигнованиях - 2,2 млрд руб. в год.

Расходы бюджета на содержание и ремонт инфраструктурных объектов северного завоза в 2026 г. оцениваются еще в 7,4 млрд руб. (внутренние водные пути, автодороги, аэродромы в федеральной собственности).

Партнер юридической фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрий Горбунов считает ключевым аспектом законопроекта именно ФГИС. По его мнению, планирование и распределение грузов на три года вперед должно "исключить риски просчетов". Важным аспектом он также считает возможность более тесного взаимодействия властей регионов и частного бизнеса.

Президент НИЦ "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин отметил, что законопроект не решит все проблемы, но создаст платформу для дальнейших решений на уровне правительства России, регионов, бизнес-сообщества.

Горбунов считает, что необходимо поднять разговор о переходном периоде для реализации столь амбициозных задач, а также более детально прописать ответственность властей регионов за недостижение целей законопроекта. По мнению директора консультационной компании "Гекон" Михаила Григорьева, проработки требует вопрос об определении морского оператора, так как завоз идет в том числе и за пределами Севморпути (его оператором уже назначен "Росатом". - "Ведомости").

Член общественного совета Минвостокразвития, профессор Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Юлия Зворыкина отмечает, что для создания единого оператора северного завоза необходимо найти компанию, компетентную не только в морских и речных перевозках, но и в воздушном, автомобильном транспорте, способную организовать мультимодальные перевозки.

Зворыкина напоминает, что ранее были попытки наделить функциями оператора морского перевозчика, но это не имело успеха. "Функцию можно передать "Росатому", которому поручено развитие Севморпути, и не только", - считает эксперт.

Иванкин полагает, что госкорпорация может привлекать транспортные компании, а также проводить единую тарифную политику и станет получателем ассигнований для компенсации разницы между текущим и регулируемым тарифом. По его оценкам, по некоторым маршрутам разница может достигать 10-15%.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников считает, что снижения тарифов ожидать не стоит, но темпы их роста могут снизиться. По его оценке, обслуживание завоза обойдется в 2 млрд руб. ежегодно, а подготовка инфраструктуры - примерно в 8 млрд руб.

В "Росатоме" не ответили на вопросы "Ведомостей" на момент сдачи материала. "Ведомости" отправили запросы в РЖД, Минвостокразвития, Минфин, Минэк, а также в крупнейшие компании, работающие в макрорегионе.

***

Что такое северный завоз

Северный завоз - ежегодные поставки жизненно важных товаров на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока перед зимой. Прежде всего доставляют продовольствие и нефтепродукты. По данным Минтранса, в 2021 г. на территории северного завоза внутренним водным транспортом было направлено 16,89 млн т грузов (15,32% от всех перевозок по рекам), морским транспортом - 8,59 млн т (36,96%).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости27.02.2023