09-11-15 / 2015
Новости отрасли
Правительство покатит вагоны на экспорт

Правительство готово помочь предприятиям транспортного машиностроения с продажами как в России, так и за рубежом

 Приходят люди и говорят: "У нас, знаете, в транспортном машиностроении возникли серьезные проблемы, мы можем похоронить отрасль". А чтобы не похоронить, нужно сделать "раз, два, три". Но если это сделать, то тогда нужно будет похоронить и потребителей, и грузоотправителей. Всегда должен быть некий баланс", - заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов 23 октября (цитата по "Интерфаксу"). В тот же день, как выяснили "Ведомости", Шувалов поручил Минпромторгу, Минэкономразвития, Минтрансу, Минфину, ФАС и РЖД доработать программу поддержки транспортного машиностроения в 2015-2016 гг., говорится в протоколе заседания правительственной комиссии по экономическому развитию (его копия есть у "Ведомостей").

 Основных предложений, как следует из протокола, два - увеличение размера субсидий для покупателей инновационных вагонов (с повышенной грузоподъемностью) и поддержка экспорта. В бюджете на 2015-2017 гг. заложено 7,1 млрд. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку инновационных вагонов (2,3 млрд. руб. - в 2015 г.). Раньше субсидия была единовременной, плюс можно было получить транш на покрытие 90% ставки по кредитам. С 2015 г. нужно выбрать только одну форму поддержки. При подготовке программы поддержки транспортного машиностроения Шувалов поручил ведомствам учесть предложения увеличить субсидию до 250 000 руб. (сейчас - 130 000 руб.) и продлить срок ее действия с одного до двух лет. Последнюю корректировку летом вносил Минпромторг. С другим его предложением - повысить на 48% стоимость перевозки порожнего вагона, срок службы которого был продлен, - участники совещания не согласились.

 При нынешних ценах вагоны - неокупаемые активы для всех участников рынка, говорит представитель Первой грузовой компании (ПГК). Обычный полувагон стоит 1,7-2 млн. руб., инновационный - 2,6 млн. руб. Операторам сложно найти деньги на покупку из-за высокой долговой нагрузки, считает гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Так, общий долг ПГК по РСБУ на 30 сентября - 41,6 млрд. руб. при выручке в 46,1 млрд. руб. Общий долг Федеральной грузовой компании в 2014 г. был 14,1 млрд. руб. (выручка - 49,8 млрд. руб.). Представитель Объединенной вагонной компании (производит инновационные вагоны) полагает, что увеличение размера субсидий увеличит спрос: в 2016-2017 гг. это позволит повысить производство инновационных вагонов на 4000 в год. В целом, по оценке Бурмистрова, спрос на вагоны в России в этом году будет 28 000 шт., в 2016 г. - 42 000 шт.

 Меры господдержки экспорта Шувалов поручил разработать ВЭ- Бу, "Эксару" и машиностроителям.

 Механизмы поддержки экспорта существуют. Например, летом "Рейлтрансхолдинг" получил 2,5 млрд. руб. кредита от Росэксимбанка ("дочка" "Эксара") для финансирования затрат на выполнение экспортного контракта. "Рейлтрансхолдинг" договорился об экспорте 1900 вагонов в Казахстан и 900 - в Азербайджан. Представители Минтранса, Минпромторга, Минэкономразвития, ВЭБа на вопросы не ответили.

 Минтранс, Минпромторг, Минэкономразвития должны разработать программу оптимизации мощностей предприятий и проработать вопрос "возможности переноса части предприятий" в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС; кроме России в него входят Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия). Производство в странах ЕАЭС есть у "Трансмашхолдинга" - с "Казахстанскими железными дорогами" он выпускает электровозы. Но не факт, что локализация производства в странах ЕАЭС поможет, предупреждает Бурмистров: спрос на рынках этих стран невелик - около 5000 вагонов в год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости09.11.2015