25-02-16 / 2016
Новости отрасли
Правительство обсуждает новый план консолидации полувагонов

В настоящее время в правительстве РФ обсуждается новый план консолидации парка универсального подвижного состава, который получил название "Ураган". (подробности online)

Суть его в том, что в управление АО "ФГК", дочерней компании ОАО "РЖД", могут быть переданы полувагоны лизинговых компаний, подконтрольных ряду государственных банков - "ВЭБ-лизинга", "ВТБ Лизинга" и "Сбербанк Лизинга", а также Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) и "Трансфин-М". В результате численность полувагонов в оперировании у ФГК может вырасти до 200 тыс. единиц.

Как сообщил корреспонденту РЖД-Партнер представитель крупной операторский компании, основные риски реализации данного плана сосредоточены в сегменте деятельности небольших и малых операторов. "В крупную операторскую компанию, безусловно, захотят обратиться грузоотправители, потому что это удобно для них", - пояснил он. Существует и вероятность того, что ставки на предоставление полувагонов вырастут.

Представитель оператора отметил, что определенная монополизация рынка полувагонов при планируемых преобразованиях возможна. Но в то же время ФАС может сформировать условия аренды полувагонов, подпадающие под правила антимонопольного регулирования.

"Если доминирование ФГК на рынке операторов превысит долю в 35%, то резкий рост цен для грузовладельцев может быть нивелирован" , - поясняет эксперт. Что касается повышения ставок на полувагоны крупными операторскими компаниями, то на рынке существует такое понятие как "погоня за лидером". "Если лидер повысит ставки, то рынок устремится за ним", -- поясняет представитель оператора, - это доказано практикой". По мнению эксперта, в целом для собственников вагонов важнее то, чтобы не пересматривались установленные ранее правила игры, в частности, касающиеся срока действия полувагонов.

Заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию ОАО "Алтайвагон" Станислав Золотарев полагает, что идея консолидировать парки лизинговых компаний с передачей их ФГК в целом правильная и имеет право на существование. "Как я понимаю, в первую очередь цель этой схемы - повысить среднюю доходность на вагон, что позволит операторам расплачиваться за вагоны, купленные ранее в лизинг", - уточняет он.

По его словам, такая консолидация парка поможет добиться увеличения прибыли от основной деятельности АО "ФГК" без повышения общей транспортной нагрузки для грузовладельцев, что может быть достигнуто за счет улучшения оборачиваемости вагона и сокращения издержек.

"Из главных минусов предлагаемой схемы для рынка вагоностроения - это, конечно, возможная потеря ключевого заказчика, - считает С.Золотарев. - Традиционно АО "ФГК" являлась одним из главных покупателей подвижного состава для всех вагоностроительных заводов, но в последнее время в связи с убыточностью основной деятельности закупки и разработка нового инновационного подвижного состава прекратилась. В 2015 году было закуплено всего 200 серийных полувагонов. Подразделение, отвечающее за разработку нового подвижного состава, как говорят, в ФГК было ликвидировано". По мнению эксперта, если предлагаемый правительством план заработает, капитализация ОАО "РЖД" повысится, так как АО "ФГК" до сих пор является одним из немногих источников поступления доходов для РЖД в виде дивидендов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру25.02.2016