Вчера правительство обсуждало реформу российских железных дорог. Внимание министров было сконцентрировано исключительно на проблеме базовой грузовой компании (БГК), которая, по замыслу президента РЖД Владимира Якунина, должна быть выделена из состава монополии. Также президент РЖД возлагает большие надежды на IPO еще не созданной компании. Он рассчитывает привлечь несколько миллиардов долларов продажей акций нового оператора и тем самым покрыть нехватку средств на инвестиции самой РЖД. Естественно, чем быстрее правительством будет принято решение выделить из состава РЖД дочернюю компанию, которая станет крупнейшим в России оператором грузовых перевозок, тем лучше Владимиру Якунину.
Но Минтранс такую спешку не приветствует. Руководитель ведомства Игорь Левитин вчера предложил вернуться к вопросу о создании грузовой компании только после того, как будут подведены итоги деятельности уже работающих "дочек" РЖД, специализирующихся на контейнерных перевозках, - "Трансконтейнер" и "Рефсервис". При этом в случае если результаты этих компаний окажутся положительными, Минтранс предлагает не выделять единую грузовую компанию (за которой из РЖД уйдет и парк грузовых вагонов), а создавать мелкие "дочки", каждая из которых будет специализироваться на определенном типе грузов. Объясняется осторожность Игоря Левитина тем, что доходность от перевозок различных грузов разная. На рынке транспортировки, например, нефти или сжиженного газа, конкуренция уже существует. Более того, частные компании практически отвоевали перевозки в цистернах у РЖД.
А вот за перевозку социально значимых грузов, таких как уголь, частники берутся неохотно, потому что прибыли от этого практически не получают.
Соответственно, если выделить из РЖД одного оператора, то он будет должен принимать к перевозке все грузы, в том числе уголь. В этом случае смысл реформы теряется. Либо надо позволить БГК работать на тех же условиях, что и частные компании. Но тогда в стране может возникнуть социальная напряженность из-за невозможности завезти топливо для жилищно-коммунального комплекса. Допустить это правительство не может.
Вице-премьер Александр Жуков, являющийся, кстати, председателем совета директоров РЖД, вчера занял выжидательную позицию. Он говорил о необходимости создания условий для конкуренции на рынке перевозок, но детализировать свою позицию не стал. Согласился вице-премьер лишь с тем, что 100 млрд рублей, которые были потрачены на развитие РЖД за последние три года, могли бы быть привлечены за счет бизнеса. При этом Александр Жуков подчеркнул, что бюджетные деньги пойдут на государственную поддержку вагоностроительных заводов, которые все-таки стратегическими не являются.
В итоге правительство решило поручить Минтрансу до конца года разработать целевую модель третьего этапа реформы железнодорожного транспорта и согласовать ее с Владимиром Якуниным. Заметим, что изначально Игорь Левитин просил отсрочить подготовку документа до первого квартала 2007 года, но в аппарате правительства сочли, что это слишком долго.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Парламентская газета | 03.11.2006 | Наш паровоз вперёд летит |
Газета | 03.11.2006 | Рельсом об тейбл |
Гудок | 03.11.2006 | Министерства продолжат моделировать |