Поэтапно отменить налоговые льготы на имущество естественных монополий год назад предложил Минфин. В 2012 году предполагалось ввести пониженную ставку в размере 1,1%, а в 2013-м - полную, 2,2%. Как утверждал летом 2010 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме министр финансов Алексей Кудрин, это было связано с общей политикой правительства по сокращению льгот в экономике. Кроме того, идея являлась альтернативой прямому увеличению налогового бремени. По словам министра, стоимость имущественных льгот всех естественных монополий ("Газпром", "Транснефть", Федеральная сетевая компания, холдинг "МРСК" и ОАО "РЖД") составляла 130 млрд. руб. в год. В РЖД сразу подсчитали, что в первый год отмена льгот приведет к увеличению выплат компании на 20 млрд. руб., а во второй - на 40 млрд.
В конце апреля на совещании в правительстве было решено льготы естественным монополиям не отменять, хотя Минфин и предлагал еще более растянуть срок выхода на полную ставку - до 2016 года. "Мы предлагали рассмотреть вопрос об отмене льгот с точки зрения общей экономики, - пояснили "Гудку" в Минэкономразвития. - РЖД имеют самый большой объем имущества среди естественных монополий, и если бы компания оказалась в ситуации, когда нужно платить налог по полной ставке, то это немедленно отразилось бы на тарифах и ценах на билеты".
К примеру, полная сумма налога на имущество равнялась бы тем потерям, которые РЖД несут от пригородных перевозок. Если учесть, что в среднем один процент индексации грузового тарифа "стоит" для компании или для экономики страны 8 млрд. руб., то это привело бы к увеличению стоимости перевозок на 5%.
"Для компании это очень хорошее известие, поскольку не будет увеличена налоговая нагрузка, - говорит заместитель руководителя департамента налоговой политики и методологии налогового учета РЖД Денис Полехин. - Получалось бы, что, с одной стороны, государство субсидировало бы РЖД, а с другой - изымало доходы в виде налогов".
Как объяснил научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, в принципе, было бы справедливо, если бы все компании платили налоги без каких-либо льгот. Однако для правительства важнее регулировать деятельность естественных монополий через тарифы. "Налоги утверждаются парламентом, менять их трудно, не стоит через эти ставки влиять на размер тарифов, - говорит Евгений Ясин. - Тарифы - это более гибкий механизм, с помощью которого можно регулировать экономику более оперативно".
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 12.05.11 | Забирать не стали |
Ведомости | 12.05.11 | Сдержать монополии |
РИА Новости | 11.05.11 | Рост тарифов РЖД в 2012 году планируется в пределах 5-6% - Путин |