02-10-13 / 2013
Новости отрасли
Правительство намеревается отойти от прежних принципов тарифообразования

Правительство меняет принципы тарифной политики в области естественных монополий в стране. Вместо приближения уровня цен на ресурсы к общемировым оно выбирает модель равновесия. ОАО «РЖД» предлагало подобный метод ещё несколько лет назад.

Как сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев, принципы тарифной политики будут пересмотрены. Правительство намерено отказаться от выхода на равнодоходность в ценах на газ для внутреннего и внешнего рынка. А также будет сдерживать цены на электроэнергию и готово привязать рост тарифов на железнодорожные перевозки к экономической конъюнктуре. Прежние принципы действовали с 2007 года и имели свой целью запустить процесс ресурсосбережения в экономике. Теперь же тарифы вплотную приблизились к мировому уровню и стали тормозить инвестиционный процесс.

«Мы внесли в правительство предложение по контрциклическому механизму регулирования тарифов в области железнодорожных перевозок, – заявил Алексей Улюкаев. – Это означает, что при возникновении трудностей в экономике будут применены понижающие коэффициенты к тарифам. Правда, в нынешних условиях даже этого недостаточно, поэтому мы вышли с предложением заморозить рост в следующем году».

По словам министра, в качестве основной меры регулирования в железнодорожном транспорте должен применяться метод долгосрочных тарифов сроком на пять лет, чтобы дать предсказуемость рынку. Очевидно, понижающие коэффициенты будут применяться уже в рамках этой методики.

ОАО «РЖД» уже предлагало привязать тарифы к экономической конъюнктуре в начале 2009 года в части экспортных перевозок. Предлагалось зафиксировать конкурентоспособный уровень транспортной составляющей в экспортных тарифах на основные виды товаров и установить чёткий механизм их корректировки при изменении цен мирового рынка. Однако они не были поддержаны правительством. В результате уже в 2010 году транспортная составляющая в экспорте снизилась на треть, а железные дороги не получили необходимых инвестиционных ресурсов (100 млрд руб.) для развития сети в период роста перевозок. В ОАО «ВНИИЖТ» рассчитали, что объём экспорта в 2007–2010 годах вырос на 34,6%, а доходы РЖД – лишь на 21,2%. А ещё раньше диспропорция была ещё более вызывающая: когда был бурный рост в 2004–2007 годах, экспорт вырос на 70%, а доходы РЖД только на 25%. В результате инфраструктура оказалась просто не готова к пику экспортных перевозок в 2007 и в 2012 годах, тем более что на неё ещё наложились факторы управления подвижным составом множества собственников.

Как говорят в департаменте по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД», основная сложность такой методики заключается в том, что цены постоянно меняются и, соответственно, нужно быстро принимать конкретные решения. Но сейчас даже в рамках «тарифного коридора» не удалось добиться необходимой для компании оперативности.

Кроме того, сейчас в рамках реформирования обсуждается другая стратегия – «вагона как груза на своих осях». Она означает, что для инфраструктуры любой вагон, гружёный и порожний, является просто грузом, а разные виды товаров должны платить свою цену в области оперирования вагонным парком. Поэтому прежде всего необходимо определиться со стратегией, которая тесно связана с реформированием компании.

Как полагают в ФСТ, весь необходимый инструментарий для принятия тарифных решений у Минэкономразвития уже есть. «Та методика установления долгосрочных тарифов, которую мы разработали, даёт возможность пользоваться совершенно понятными методами и цифрами, – заявил Гудку» начальник Управления транспорта ФСТ Владимир Варгунин. – Есть тарифы, которые рассчитаны исходя из возможностей грузоотправителей и тех потребностей развития инфраструктуры, которые они сами заявили. Предусмотрены механизмы корректировки. И это является отправной точкой для регулирования. Здесь правительство может принять необходимое решение. А уже в рамках ценового коридора РЖД могут донастроить свои отношения с конкретными грузоотправителями. Правда, чтобы отработать все эти взаимоотношения, ещё потребуется определённое время».

Учитывая сложность ситуации как в экономике, так и с выпадением доходов у ОАО «РЖД», правительство уже сейчас пытается применить такие элементы регулирования к отдельным грузам. Так, обсуждается вопрос об индексации тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов на 6%, что даст РЖД дополнительно 18 млрд руб. Если цены на уголь и металлы снижаются, то на энергоносители остаются стабильно высокими.

Как сообщил заместитель директора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон, РЖД могут рассчитывать на помощь государства, и сейчас меры такой поддержки прорабатываются. С рядом отраслей ведётся работа по недопущению роста цен на предоставляемые РЖД материалы. Кроме того, можно рассчитывать и на дотации. «В следующем году компания готова сократить издержки на уровне 40–45 млрд руб., а выпадающие доходы составят 77 млрд, – говорит Ярослав Мандрон. – Мы считаем РЖД драйвером экономического роста, и государство, предоставив долгосрочное тарифное регулирование, должно взять на себя определённые обязательства в отношении компании, нужно искать средства в бюджете».

В целом, по расчётам Минэкономразвития, когда будут запущены меры поддержки из Фонда национального благосостояния, развернутся проекты, финансируемые из бюджета, и заработает методика долгосрочных тарифов, к 2017 году инвестиции в транспорт возрастут до 20% от всех инвестиций в стране, в то время как сейчас составляют 17%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.10.13Смена приоритетов