04-08-11 / 2011
Новости отрасли
Правительство, наконец, официально разрешило РЖД продать свой главный актив - Первую грузовую компанию

Правительство наконец официально разрешило РЖД продать свой главный актив - Первую грузовую компанию (ПГК), которая контролирует около четверти рынка всех железнодорожных перевозок в России. Впрочем, "разрешило" - не совсем подходящее слово: правительство несколько лет настаивало на ее продаже. Правительство хочет приватизировать и " Трансконтейнер": в 2012 г. РЖД должна продать минимум 25% этой компании, занимающей более половины рынка в своем сегменте. Выходить из капитала " Аэроэкспресса" РЖД решила сама: ее частные совладельцы попросили продать им блокпакет. Правда, один из сотрудников РЖД уверяет, что и здесь не обошлось без указаний правительства.

Старт большой приватизации активов РЖД, в ходе которой распродаются самые доходные и перспективные компании, дан. В чьих интересах затеян этот передел? Блокпакет "Аэроэкспресса" хотят купить его нынешние совладельцы Андрей Бокарев и Искандер Махмудов - неслучайные люди, давно связанные с РЖД: они владеют крупным железнодорожным оператором "Трансгрупп", контролируют лидера сектора железнодорожного машиностроения " Трансмашхолдинг" (блокпакетом его владеет РЖД), принадлежащий им " Кузбассразрезуголь" является крупным клиентом железнодорожной монополии. Претенденты на "Трансконтейнер" - Fesco Сергея Генералова, которая уже купила в ходе прошлогоднего IPO 12,5% этой компании, и контролируемая "Н-трансом" Globaltrans - компании, давно работающие на транспортном рынке. С ПГК все еще интереснее: согласно условиям приватизационного аукциона ее будущий покупатель должен иметь пятилетний опыт работы на железнодорожном рынке и управлять не менее 15 000 вагонов. А под эти ограничения подпадают немногие: та же Globaltrans, "Нефтетранссервис" братьев Аминовых, UCLH Владимира Лисина и " Трансойл" Геннадия Тимченко. Внятного ответа, зачем понадобились такие ограничения, нет. Новых имен ожидать не стоит, а железнодорожная монополия в результате такой приватизации превратится в железнодорожную олигополию давно работающих на рынке игроков, которые в свое время рискнули туда войти. Есть сомнения, что грузоотправители, которые по задумке и должны стать бенефициарами реформы отрасли, в таком случае смогут получить сколько-нибудь заметный выигрыш. В отличие от будущих собственников лакомых кусочков бывшей монополии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости04.08.11Компания недели: "Российские железные дороги"
Ведомости.ru04.08.11Превращение монополии в олигополию