13-11-09 / 2009
Новости отрасли
Правительство может вернуть скидки на железнодорожные перевозки сырья для выпуска сложных минеральных удобрений, отмененные летом. По р...

Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) перенесла с 15 ноября на 15 декабря срок декларирования максимальных цен на минудобрения для сельхозпроизводителей на первое полугодие 2010 года. Эта мера согласована с Агропромышленным союзом, о чем говорится в письме его председателя Ивана Оболенцева президенту РАПУ Дмитрию Стрежневу. Как пояснили в РАПУ, причиной стала нерешенность вопроса о предоставлении исключительных тарифов на железнодорожные перевозки ряда видов химического сырья, от стоимости которых зависит цена удобрений. Исключительные тарифы на перевозку сырья для минудобрений железной дорогой были отменены 1 июля в связи с рекордным ростом цен на удобрения в 2008 году. С тех пор она упала почти втрое. Скидка на перевозки достигала 70%.

Вопрос о снижении тарифов для химкомпаний, которые поставляют сложные удобрения на внутренний рынок, обсуждался на выездном совещании у премьера Владимира Путина в Новомосковске 14 сентября. Согласно протоколу заседания (копия есть у "Ъ"), Минпромторгу, Минэкономразвития и ФСТ поручено в ноябре "представить правительству предложения по установлению (в том числе с использованием кодов исключительных тарифов) в 2010 году тарифов на железнодорожные перевозки отдельных видов химического сырья, обеспечивающих их рентабельную переработку на отечественных предприятиях и загрузку соответствующих мощностей". В список сырья входит апатитовый концентрат, хлористый калий, аммиак, сера и серная кислота. Также министерствам совместно с ОАО РЖД поручено "принять меры по установлению" таких тарифов.

16 октября заместитель главы Минпромторга Денис Мантуров направил в ФСТ письмо, в котором признал необходимость установления исключительных тарифов для химиков. В письме (копия есть у "Ъ") отмечается, что объем производства удобрений в 2009 году ожидается на уровне 14 млн тонн в действующем веществе (снижение на 14% к 2008 году), при этом поставки удобрений сельхозпроизводителям Минпромторг планирует на уровне 2,4 млн тонн (рост на 6%). В министерстве поясняют, что объемы "обусловлены ограниченным платежеспособным спросом", а на мировых рынках произошел обвал цен на удобрения, что привело большинство химпредприятий к грани рентабельности.

Источник в ОАО РЖД полагает, что ФСТ не будет восстанавливать спецтарифы. "Они действовали с 1997 года для поддержки отечественных сельхозпроизводителей,- поясняет собеседник "Ъ".- Но производители удобрений воспользовались скидками для перевозок продукции на экспорт, тем самым увеличив свою рентабельность за счет железной дороги". Однако в Минпромторге отмечают, что российские удобрения на мировом рынке стали неконкурентными из-за высоких затрат на транспорт. Так, в США доля транспорта при доставке сырья для производства аммофоса составляет 5-7% ($13-17 на тонну удобрения), в то время как в России этот показатель составляет 20-30% ($60-70). При этом производители США ближе к целевым рынкам сбыта, говорится в документе. По расчетам Минпромторга, перевозка занимает в цене российских минудобрений 36%, серной кислоты - 30-33%, аммиака - 40-45%. "Производители фосфорных удобрений работают убыточно, некоторые находятся на грани полной остановки",- отмечается в документе. В случае возврата спецтарифов производители минудобрений планируют увеличить объем перевозок в 2010 году более чем на 2 млн тонн, повысив доходы ОАО РЖД на 600 млн руб., отмечают в Минпромторге.

В ФСТ не стали комментировать ситуацию. Но 29 октября глава РАПУ, гендиректор МХК "Еврохим" Дмитрий Стрежнев направил службе письмо, предложив перевести аммиак и серную кислоту в самый дешевый первый тарифный класс грузов, а также отменить повышающий коэффициент на перевозку апатитового концентрата, а также привести ставки в специализированном подвижном составе к уровню тарифов для универсального парка.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант13.11.09Химики вышли на дорогу