Государство может увеличить уставный капитал не только ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), но и его дочернего оператора - Первой грузовой компании (ПГК). Деньги предназначены на закупку вагонов: так чиновники намерены поддержать машиностроительные заводы. Для сохранения докризисных планов по закупкам только ПГК потребуется более 32 млрд. руб. Но эксперты и участники рынка считают, что на фоне резкого падения объемов железнодорожных перевозок выпускать новые вагоны бессмысленно. Вчера на совещании по вопросам стабилизации ситуации в реальном секторе экономики с участием президента Дмитрия Медведева, проходившем на заводе "Салют", Минпромторг предложил увеличить уставные капиталы ОАО РЖД или ОАО ПГК (на 100% принадлежит РЖД) для поддержки машиностроения. По словам заместителя главы министерства Дениса Мантурова, Минпромторг и Минтранс создали рабочую группу, "которая вырабатывает единую позицию эксплуатантов и поставщиков в области транспорта и машиностроения". "Есть подтверждения на закупку в 2009 году 19,8 тыс. вагонов,- пояснил чиновник.- Но чтобы мы сохранили прежний темп и нынешние мощности, необходим минимальный объем около 40 тыс. вагонов". Деньги, вносимые государством в капитал ОАО РЖД и ПГК, и должны пойти на закупку дополнительных вагонов "на более выгодных условиях, чем до кризиса". О возможности увеличения уставного капитала ОАО РЖД чиновники говорили уже не раз, но о помощи ПГК речь зашла впервые. В ПГК "Ъ" подтвердили, что предложение обсуждалось в конце 2008 года. Источник в компании пояснил, что по "докризисному" варианту инвестпрограммы ПГК планировала закупить 31 тыс. вагонов. "Но мы сократили инвестпрограмму и из собственных средств готовы профинансировать поставку 8,8 тыс. вагонов",- уточнил собеседник "Ъ". По его словам, ПГК предложила в качестве одного из вариантов довести объем закупок в 2009 году до 22 тыс. вагонов за счет увеличения уставного капитала компании. Исходя из нынешней стоимости вагона в 1,45 млн. руб. (ПГК намерена покупать крытые вагоны и полувагоны), требуемый объем средств может составить 19,14 млрд. руб. Если же государство захочет профинансировать прежнюю инвестпрограмму ПГК полностью, то размер поддержки может превысить 32 млрд. руб. Наиболее предпочтительный механизм поддержки - увеличение уставного капитала ОАО РЖД, которое оплатит допэмиссию ПГК, отмечает собеседник "Ъ". В то же время финансовый кризис привел к резкому падению железнодорожных перевозок: по данным ОАО РЖД, спад в декабре достиг 30%. Из-за снижения спроса и цен на материалы стоимость вагонов тоже упала. По словам участников рынка, если в августе полувагон стоил около $90-95 тыс., то сегодня - менее $50 тыс. По данным Минэкономразвития за 11 месяцев 2008 года, выпуск тепловозов и грузовых вагонов в ноябре сократился по отношению к ноябрю 2007 года на 12,5 и 12,7% соответственно, хотя в течение года рост составлял 16,9 и 14,9% соответственно. Денис Мантуров пояснил "Ъ", что обсуждаемые в правительстве меры поддержки отрасли призваны не допустить дальнейшего снижения цен на продукцию машиностроения, поскольку это отрицательно скажется на рентабельности производителей. Но отраслевые эксперты и участники рынка полагают, что в условиях резкого спада объемов перевозок новые вагоны рынку не нужны: уже сейчас без груза на сети простаивает более 250 тыс. вагонов. "Поддерживать машиностроение путем повышения спроса на продукцию, которая не востребована рынком,- неэффективное расходование госсредств",- считает глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. Вице-президент по железнодорожным операциям транспортной группы FESCO Сергей Гущин добавляет, что еще более остро стоит проблема с уже купленными вагонами. "Сейчас доход от эксплуатации подвижного состава снизился втрое, а вагоны покупались по высоким ценам, так что практически у всех операторов есть серьезный разрыв в бюджете из-за высоких ставок лизинговых платежей",- поясняет господин Гущин. По его словам, если операторы вагонов не получат господдержки (например, в виде создания государственной лизинговой компании, которая могла бы перевести их долларовые контракты в рублевые), то еще около 100 тыс. вагонов могут оказаться в собственности лизинговых компаний и банков, которые будут вынуждены сами искать способ их реализовать, способствуя тем самым общему снижению цен на вагоны. Алексей Екимовский
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
КоммерсантЪ | 12.01.2009 | Государство встало под разгрузку |
РБК daily | 12.01.2009 | Деньги на вагоны |
Ведомости | 12.01.2009 | Правительство поможет РЖД покупать вагоны |
РЖД-Партнер | 11.01.2009 | Минпромторг выступает за увеличение уставных капиталов РЖД или ПГК для закупки новых вагонов |
ИТАР-ТАСС | 11.01.2009 | Минпромторг считает целесообразным увеличить уставные капиталы железной дороги под закупку подвижного состава - Денис Мантуров |
РИА Новости | 11.01.2009 | Минпромторг выступает за увеличение уставного капитала РЖД под закупку подвижного состава |