24-06-15 / 2015
Новости отрасли
Правительство ищет пути снижения издержек РЖД

На прошедшем в середине июня совещании в правительстве под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича рассматривались источники и принципы формирования инвестпрограммы ОАО "РЖД" на 2016 год, по итогам которого был взят курс на дальнейшее снижение издержек государственного транспортного холдинга. (подробности online)

Кроме размера индексации тарифов за грузовые перевозки, в центре внимания были вопросы, связанные с принципами содержания и ремонта железнодорожных путей, которые, возможно, могут быть изменены.

Государственный интерес

На совещании рассматривали предложения заинтересованных ведомств по поводу повышения тарифов в 2016 года. ОАО "РЖД" заявило о том, что рост тарифов на железнодорожном транспорте в последние годы не успевал за их ростом в других отраслях экономики и инфляционными процессами. В силу этого в компании предлагают повысить тарифы на грузовые перевозки на 17,7%. Этот рост обеспечит функционирование железных дорог без предоставления прямых бюджетных субсидий. На случай если регуляторы сочтут, что такое повышение будет вредным для экономики, РЖД подготовили несколько вариантов предложений, по которым в зависимости от роста тарифов - от 7,5 до 15,7% - государство субсидирует компанию в размере от 26 до 130 млрд руб.

Во время работы Петербургского международного экономического форума А. Дворкович прокомментировал собственную позицию по этому вопросу, отметив, что в правительстве рассматривают несколько вариантов индексации, но не более 10%. О подобной позиции ранее заявляли в Минэкономразвития.

Ранее президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин заявлял, что индексация тарифов в 2016 году должна быть "не ниже инфляции или превышать ее".

Одним из источников снижения расходов ОАО "РЖД" может стать экономия на содержании путей, что может принести в бюджет холдинга до 40 млрд руб. На совещании рассматривались варианты перехода на новую систему ремонта путевой инфраструктуры - не по нормативным показателям, а исходя из их текущего состояния. Этой задаче должно послужить изменение классификации путей общего пользования, которые будут разделены на несколько категорий в зависимости от интенсивности использования и, соответственно, разных нормативов их содержания. Данная работа активно проводится внутри ОАО "РЖД". Одним из итогов совещания стало поручение вице-премьера Минтрансу, Минэкономики и Совету потребителей услуг ОАО "РЖД" "определить малоинтенсивные линии, установив их состояние, объем финансирования и госорганы, заинтересованные в их содержании".

Пути есть, денег нет

В ОАО "РЖД" действительно проводят оценку путей, исходя из интенсивности движения, отметил источник в компании. Изменить критерии оценки качества содержания и нормативов ремонта путей в компании считают желательным решением, но подходят к процессу осторожно. Это связано как с вопросами безопасности, так и социальными вопросами, поскольку изменение подходов, возможно, приведет к необходимости сокращения количества сотрудников, связанных с путевым хозяйством.

По данным управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД", в компании в течение 2014-2015 гг. активно применяется новый принцип комплексного ремонта пути - на основании технологии закрытого перегона. Кроме того, ремонт пути постепенно становится круглогодичной, а не только весенно-летней операцией. Эта технология особенно активно используется на Восточном полигоне компании и постепенно заменяет технологию ремонта на основе предоставления "окна". То есть вместо временного перерыва в движении поездов для выполнения путевых работ практикуется полное закрытие участка на определенное время.

Однако фактические сроки ремонта путей отстают от принятых на РЖД нормативов. Во многом это связано с недостаточным финансированием. Так, в 2013 году было отремонтировано всеми видами ремонта 10 тыс. км пути, а в 2014-м - только 6,3 тыс. (из них капитальным ремонтом 3,95 тыс.), в то время как в ремонте к концу года нуждалось уже 22,7 тыс. км. План ремонта на 2015 год еще меньше - 2,1 тыс. км.

За плохое качество могут и наказать

За качеством содержания инфраструктуры внутри РЖД пристально следят государственные регуляторы. Так, ростом протяженности железнодорожных путей с просроченными сроками ремонта обеспокоены в Минэкономразвития.

Комментируя итоги совещания в правительстве, директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон заявил: "Нас волнует следующее: с увеличивающимся объемом господдержки в отрасли заявляемый объем ухудшения качества инфраструктуры растет. То есть объем просроченного капитального ремонта пути растет, и это имеет галопирующие масштабы".

По мнению Я. Мандрона, министерство выступает за самое дешевое решение этого вопроса, обеспечивающее должный уровень безопасности движения.

В марте 2015 года ОАО "РЖД" уже получило предупреждение Ространснадзора о том, что железнодорожные пути содержатся в ненадлежащем состоянии. Об этом заявил глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Касьянов на коллегии ведомства. "Состояние пути на инфраструктуре РЖД сегодня несет самые большие риски по возникновению транспортных происшествий. Пять крушений за год по вине путейцев - это прямая зависимость от просрочки ремонтов пути", - отметил он.

Кроме этого, за последние 2 года территориальные филиалы ОАО "РЖД" провели несколько судебных процессов по искам прокуратуры, связанных с ненадлежащим качеством пути. По результатам судебных заседаний принимались решения как за, так и против компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру24.06.2015