03-04-13 / 2013
Новости отрасли
Правительство даёт средства на развитие БАМа и Транссиба

На заседании Государственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, прошедшем в Якутске, принято решение выделить 260 млрд руб. На расширение провозных возможностей железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.

Председатель правительства Дмитрий Медведев, открывая заседание, подчеркнул, что нужно изменить ситуацию с БАМом и Транссибом. Объемы дополнительного финансирования на расшивку узких мест в 2013-2017 годах составят не менее 260 млрд руб. Деньги будут внесены в уставной капитал ОАО "РЖД".

"При этом средства федерального бюджета, вложенные в транспортную инфраструктуру, должны создать мультипликативный эффект, - подчеркнул премьер-министр. - Я имею в виду в целом развитие макрорегиона, появление новых современных рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней".

Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин отмечает, что железнодорожная отрасль единственная в стране, которая использует межотраслевой баланс для проектирования собственного развития. На сегодняшний день это наиболее объективный способ определения потребности развития инфраструктуры, промышленности и регионов. Оценка инвестиций на развитие и обновление инфраструктуры Дальневосточного региона составляет 562,5 млрд руб., из которых компания до 2018 года проинвестирует 302 млрд руб. Дефицит в инвестициях как раз и составляет 260,5 млрд.

По мнению главы РЖД, это абсолютно необходимые средства, без которых невозможно говорить об экономическом развитии региона, и в этом отношении, считает он, у компании есть полная поддержка со стороны губернаторов.

Тем не менее пока правительство намерено придерживаться осторожной стратегии в инвестировании.

"Речь не идет о строительстве вторых путей на всем БАМе, что могло бы кардинально увеличить его пропускные способности, - сообщил "Гудку" статс-секретарь - вице-президент ОАО "РЖД" Анатолий Мещеряков. - Данное финансирование предполагает лишь устранение узких мест".

Сейчас, как сообщил Анатолий Мещеряков, ОАО "РЖД" ведет проектные работы на восточном направлении за свой счет. Однако решается вопрос о том, что уже в этом году федеральный бюджет выделит на это часть средств.

Одобренная Научно-техническим советом РЖД Генеральная схема развития железных дорог до 2020 года (газета подробно рассказала о ней в номере за 2 апреля) предполагает, что при консервативном сценарии пропускная способность БАМа всего лишь удвоится и будет составлять порядка 40 млн тонн в год.

В то же время, как сообщил на заседании в Якутске министр экономического развития Андрей Белоусов, при таком варианте узкие места к 2015 году составят 4 тыс. км, а к 2020-му - 4,3 тыс. км. При этом только к порту Ванино в 2015 году потребуется подвезти 41 млн тонн, а к 2020 году - до 60 млн тонн. На Транссибе к 2020 году будет уже 100 млн тонн, и там нужно также расширять провозные мощности, примерно на 20 млн тонн.

С другой стороны, министр финансов Антон Силуанов указал на то, что в арсенале правительства есть довольно много инструментов, которые могли бы быть задействованы для финансирования инфраструктуры. "Это средства ОАО "РЖД", которое может привлечь облигационные займы, в том числе за счет средств и пенсионных накоплений, и мы готовы размещать средства Фонда национального благосостояния, - сообщил министр финансов. - Кроме того, здесь могут быть задействованы - и нужно задействовать - вопросы тарифных источников, а именно включение за счет инвестиционной части тарифа соответствующих средств для реализации проектов, в том числе тарифообразование, такое как "Инфляция плюс". "Инфляция плюс" как раз поможет нам найти "длинные" ресурсы для реализации инвестиционных проектов". К этому следует добавить и средства институтов развития, которые правительство еще в прошлом году начало наполнять финансами. Это Российский фонд прямых инвестиций и Фонд развития Дальнего Востока. Есть возможность перераспределить деньги и из других программ. Должны сыграть свою роль льготы по налогу на прибыль по новым проектам в регионе. При этом Антон Силуанов подтвердил, что Дальний Восток при рассмотрении бюджета на 2014-2017 годы будет приоритетным.

"На развитие БАМа и Транссиба нужно не менее триллиона рублей, - заявил "Гудку" заместитель председателя Совета Федерации Анатолий Штыров. - Никто, кроме государства, такую сумму инвестировать не сможет. Если мы будем пытаться нагружать этим частные компании, то у них не хватит средств для строительства подъездных путей и подвижного состава, которые необходимы для разработки месторождений".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.04.13Приоритет - Востоку