13-08-21 / 2021
Новости отрасли
Позиция РЖД о перевозке контейнеров в полувагонах противоречива

До 2014 года перевозки контейнеров в полувагонах были разрешены и составляли в разные годы до 5% всех перевозок контейнеров. С 2014-го телеграммой вице-президента РЖД Салмана Бабаева такие перевозки были запрещены, в том числе с целью поддержать "дочку" РЖД – компанию "ТрансКонтейнер". После того как "ТрансКонтейнер" был продан, вновь стали обсуждать возможность снять эту "защиту от конкурентов" с данного сегмента рынка, чтобы сам грузоотправитель (грузовладелец) мог выбирать способ перевозки контейнера (для многих малых грузоотправителей, расположенных на станциях, где нет контейнерных терминалов, отсутствие такой возможности было проблемой). Перевозки контейнеров в полувагонах в 2014 года были запрещены только по России. Подобные перевозки на экспорт (СМГС) и в транзитном сообщении, а также в сопредельных странах – осуществляются и не запрещены.

Дискуссия о возобновлении таких перевозок шла весь прошлый год и в какой-то момент затихла. Многие наблюдатели даже решили, что сторонники защиты этого сегмента от конкуренции победили и РЖД спустят эту тему на тормозах, постепенно заболтают, и все об этом забудут. Но вот на этот раз – тот редкий случай, когда вместо обычной стратегии "давайте везде закрутим гайки, чтобы мышь не пробежала" пробивает себе дорогу идея о том, что, может быть, грузоотправители (и владельцы полувагонов) сами разберутся, есть ли потребность в таких перевозках и экономический смысл их осуществлять или нет.

Впрочем, это пока лишь перевозка в тестовом режиме. Никто не предскажет, что будет дальше – будет ли в этом сегменте конкуренция, или сторонники защиты сумеют закатать все в асфальт и здесь тоже.

Позиция РЖД, насколько я понимаю, противоречива. С одной стороны, РЖД нужен спрос на перевозки. И если есть грузоотправители, которые готовы везти груз таким образом, нужно дать им возможность удовлетворить эту потребность. С другой стороны, по некоторым данным, с точки зрения тарифа ОАО "РЖД" не очень выигрывает (в совокупности с учетом порожних возвратов) от перевозки контейнеров в полувагонах на большие расстояния.

С третьей стороны, может быть, на большие расстояние эти перевозки и не будут осуществляться, а займут сегмент межобластных перевозок контейнеров малыми партиями (там, где нет контейнерных поездов) и на малых станциях. А это еще и улучшит жизнь малого и среднего бизнеса в малых промышленных центрах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер13.08.2021