30-12-10 / 2010
Новости отрасли
Пожары и ненастья экономика преодолела за счёт нефти и масштабных строек

В уходящем году КАРГО-индекс доказал свою значимость для анализа ситуации в экономике. Транспортный индикатор корректно и оперативно отражал все изменения, происходящие в реальном секторе. Не остались незамеченными и перемены в её структуре. Взгляд через призму транспортной отрасли наглядно указывает на то, что, несмотря на заявленный властями курс на модернизацию экономики и инновации, зависимость от сырьевого сектора только возрастает.

Подводить окончательные итоги уходящего года можно будет лишь в январе-феврале следующего, когда ведомства подсчитают основные макроэкономические показатели, а ОАО "Российские железные дороги" опубликует годовые данные об изменениях в погрузке. Пока же можно говорить об основных тенденциях, которые прослеживались в экономике страны в уходящем году. Для этого Гудок вводит дополнительный инструментарий для анализа своего транспортного индикатора - вычисление КАРГО-индекса нарастающим итогом с начала года по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.

На протяжении почти всего уходящего года значение этого показателя колебалось в пределах 107,6-110,7%, что свидетельствует об определенной стабилизации в реальном секторе экономики. При этом стоит учитывать и то, что сравнение ведется с 2009 годом. Со второй его половины, когда после провала, вызванного кризисом, в экономике уже наблюдались восстановительные процессы. Таким образом, можно говорить о том, что и в 2010 году эта тенденция продолжилась, однако более низкими темпами.

Предварительные итоги 2010 года говорят о том, что транспортный индикатор продемонстрировал рост по сравнению с 2009 годом на 10,4%. Для первого полноценного посткризисного года такой результат, продемонстрированный национальной экономикой, можно считать вполне удачным.

Важно отметить и изменения, произошедшие в погрузке девяти грузов, входящих в состав расчетной базы КАРГО-индекса.

Небывалая жара, приведшая к снижению урожая зерна, а также запрет на его экспорт сократили его погрузку по сравнению с 2009 годом на 21,9%. Также меньше, чем годом ранее (на 3%), была погрузка цветных металлов.

По остальным семи грузам этот показатель увеличивался. Наибольший рост (+15,5%) зафиксирован по удобрениям.

Что, впрочем, явилось результатом повышения мирового, а не внутреннего спроса на химикаты. Увеличение темпов строительства, в основном за счет возведения объектов Олимпиады в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке, положительно сказалось на погрузке цемента (+15%) и строительных грузов (+11,5%). Высокие темпы роста наблюдаются и в погрузке черных металлов (+12%). Увеличивается погрузка нефтяных грузов (+10,9%), что неудивительно в условиях, когда показатели добычи углеводородов в стране бьют исторические рекорды. В то же время не очень значительный рост продемонстрировали каменный уголь (+4%) и лесные грузы (+1,4%).

Эти изменения привели к знаковым переменам в структуре КАРГО-индекса, по которой можно судить о роли каждого груза в реальном секторе экономики страны.

Доля зерна в уходящем году по сравнению с 2009 годом уменьшилась почти на треть (0,18 процентных пункта). Но аномальная жара сказалась не только на деятельности сельхозорганизаций. Пожары в Центральной России, а также ожидание повышения вывозных пошлин привели к уменьшению доли лесных грузов на 0,09 п.п. Параллельно со снижением погрузки цветных металлов падало и их влияние на экономику (-0,02 п.п.). Также сократилась доля каменного угля (-0,4 п.п.), что стало последствием майской аварии на шахте компании "Распадская", а также аномально теплой осени. В то же время более важную роль в экономике начали играть черная металлургия (+0,05 п.п.), удобрения (+0,02 п.п.) и цемент (+0,01 п.п.). Одновременно с этим значительно увеличилась доля нефтяных (+0,28 п.п.) и строительных (+0,32 п.п.) грузов.

Это свидетельствует о том, что роль этих ключевых отраслей в восстановлении экономики значительно усилилась. Однако надо учитывать тот факт, что доля "нефтянки" в кризис постоянно росла, что было следствием высокого уровня добычи. А вот у строительства, без которого невозможно нормальное функционирование экономики, этот показатель падал. Нынешний же рост во многом стал результатом активности на объектах, финансируемых за счет федерального бюджета, в то время как жилищное строительство находится даже ниже прошлогоднего уровня. Подводя предварительные итоги 2010 года, надо сказать и о грядущих изменениях в методике вычисления КАРГО-индекса. По итогам проведенного нами анализа роли грузов в национальной экономике (она определяется по выручке соответствующих отраслей, рассчитываемой Росстатом) с января 2011 года будут пересмотрены применяемые к ним весовые коэффициенты, учитывающие этот фактор. Ежегодное внесение таких коррективов было изначально предусмотрено методологией расчета КАРГО-индекса.

При этом наиболее серьезно изменятся коэффициенты по двум наиболее значимым для экономики грузам - нефтяным и строительным. Вес первых увеличится, что вполне ожидаемо на фоне роста зависимости от "нефтянки". По вторым будет произведено снижение, которое отразит медленное восстановление этого сегмента экономики после кризиса. Помимо этого, вырастет весовой коэффициент у черных металлов, каменного угля, удобрений и цемента. А вот роль в экономике цветных металлов, лесных грузов и зерна уменьшится. Такие корректировки позволят более точно отслеживать изменения в реальном секторе сквозь призму железнодорожного транспорта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.12.10Из огня да в полымя