12-04-12 / 2012
Новости отрасли
Появление новых пунктов пропуска на Дальнем Востоке уже не роскошь, а необходимость, иначе темпы роста российско-китайской торговли пойд...

В последние годы наметился рост объемов торговли между Россией и Китаем. В 2011-м товарооборот между двумя странами увеличился на 42,7% по сравнению с 2010 годом. Снижение темпов роста произошло только в послекризисный 2009-й, когда год закончился минусом в 32% по отношению к предыдущему. По мнению экспертов, положительная тенденция в торговых взаимоотношениях продолжится еще в течение 10-15 лет. Однако текущий год может стать неблагоприятным для российско-китайских отношений. Торговый представитель РФ в КНР Сергей Цыплаков прогнозирует, что темпы снизятся в два раза и вырастут всего лишь на 20-25%. Одной из причин С. Цыплаков считает перегруженность и плохую пропускную способность пограничных переходов.

Сейчас на российско-китайской границе работают только два железнодорожных пункта пропуска: Забайкальск - Маньчжурия и Гродеково - Суйфэньхэ. 80% грузов приходится на Забайкальск. В прошлом году через этот пункт прошло 25,9 млн т грузов (для сравнения: в 2010 г. было 21 млн т). Погранпереход в Гродеково показывает не такие стабильные результаты. Для него 2011-й закончился минусом в 12% (грузооборот составил 5,977 млн т вместо 6,956 млн т в 2010 г.).

Чтобы решить проблему снижения темпов роста, необходимо появление на российско-китайской границе новых пограничных переходов, считают эксперты. "Рецепт выхода из кризиса, собственно, один: необходимо модернизировать старые инфраструктурные объекты, расширять их пропускную способность, создавать возле них все необходимое для перевалки и обработки различных типов грузов. Также нужно строить новые пункты пропуска, причем сразу надо закладывать в них достаточно большой грузопоток, на перспективу", - предлагает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

О необходимости модернизации и строительства новых переходов начали говорить еще в начале 2000-х.

В рамках целевой федеральной программы "Государственная граница РФ (2003-2011)" были запланированы мероприятия по 21 пункту пропуска. Несмотря на то что программа не один раз изменялась и усовершенствовалась, ее выполнили далеко не полностью.

К окончанию ее реализации в 2011 году реконструкции подверглись только три пограничных перехода, отмечают в Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ. Все претензии Росграница предъявляет к Росжелдору, который и проводил работы по модернизации.

Хотя развитием существующих на Дальнем Востоке пунктов пропуска занялись еще в середине 2000-х, работа продолжается и сейчас. В 2012-м ОАО "РЖД" планирует вложить в развитие погранперехода Забайкальск - Маньчжурия 3 млрд рублей, что в 3,6 раза больше, чем в 2011 году. Отметим, что ранее ежегодно выделялось вообще по 830 млн рублей.

В течение этого года начнется строительство двух выставочных парков: узкой колеи на пять путей и широкой колеи - также на пять путей, соединительных путей, перегрузочных мест и грузового двора. Всего же с 2007-го в развитие ближних подходов к железнодорожным пограничным переходам на российско-китайской границе инвестировано более 6,5 млрд рублей. Такие вложения соответствуют правительственной Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, отмечают в ОАО "РЖД". Добавим, ситуация на данном пункте пропуска резко изменилась после ввода в эксплуатацию в январе 2011 года ответвления на Китай нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, когда полностью прекратились поставки сырой нефти в КНР по железной дороге через погранпереход Забайкальск - Маньчжурия, которые достигали 9 млн т ежегодно. "Соответственно на данном участке сети ОАО "РЖД" освободились нитки графика, ранее занимаемые маршрутами с сырой нефтью, которые можно использовать теперь под перевозку угля и руды. Перевозки руды в Китай растут, но инфраструктура Забайкальска на китайской стороне частично не готова к перевалке именно массовых грузов. Поэтому в новых условиях необходимо развивать инфраструктуру, ведь Забайкальск является самым крупным переходом между РФ и КНР", - подчеркивает руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко.

В III квартале 2012-го на границе с Китаем появится еще один погранпереход - Махалино - Хуньчунь. Он был создан еще в 1994 году, но функционировал с 2000-го всего лишь четыре года. Тогда через него было перевезено 54 млн т различных грузов. Но уже в 2004-м пункт пропуска завершил свою работу из-за долгих судебных тяжб. В середине прошлого года Махалино - Хуньчунь перешел в собственность ОАО "РЖД". Именно тогда и задумались над возобновлением его деятельности. "Если в результате открытия данного пункта пропуска через приморские порты пойдет транзитный груз из Китая в Японию и Америку, в этом случае вложение государственных средств видится оправданным, а направление интересным и перспективным с точки зрения занятости дальневосточников и развития экономики региона", - уточнила в интервью журналу заместитель начальника управления государственной политики в сфере обустройства государственной границы Екатерина Раймхен.

Пограничный долгострой

Ввод новых пограничных переходов требует не только значительных денежных вложений, но и времени. Хотя нередко подобные инициативы превращаются в долгострой, несмотря на срочную необходимость. Вот уже несколько лет прошло в ожидании начала возведения мостового пограничного перехода через Амур в Еврейском автономном округе, в районе пункта Нижнеленинское. Данный проект обсуждали несколько лет, и в 2008 году в Москве было подписано соглашение между правительствами РФ и КНР о совместном строительстве, эксплуатации, содержании и обслуживании. Еще три года были потрачены на разработку и утверждение, а строительство железнодорожного моста, тем временем, затягивалось. В результате к созданию переправы приступят только летом текущего года. По плану мост длиной в 2,1 км через реку Амур появится в 2014 году. Ежегодно по нему будет проходить около 21 млн т грузов. Между тем, по сообщению Росграницы, пункт пропуска Нижнеленинское - Тунцзян будет введен в эксплуатацию только по окончании строительства.

В открытии мостовой переправы через Амур больше всего заинтересована группа компаний "Петропавловск". В ЕАО инвестор собирается построить Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат и Дальневосточный металлургический завод. Предприятия ежегодно будут выпускать 4,1 млн т железорудного концентрата и 2,5 млн т чугуна. ГОК и завод собираются открыть в регионе в 2013 и 2015 годах соответственно. Большая часть продукции предприятий компании пойдет на экспорт в Китай. В настоящее время пограничные переходы в Забайкальске и Гродеково находятся от будущих предприятий на значительном расстоянии, поэтому мост в пункте пропуска Нижнеленинское - Тунцзян позволит сократить путь для грузов примерно на 2 тыс. км.

Мало или много?

Еще несколько лет назад считалось, что появление новых пограничных переходов на границе с Китаем неоправданно. Такую точку зрения высказывал руководитель Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Евгений Осин. Он утверждал, что приграничная железнодорожная инфраструктура российского Дальнего Востока работает с достаточным запасом. Сейчас же возросла уверенность в необходимости открытия новых пунктов пропуска. Причиной тому послужило резкое оживление торговли, которое, к слову, можно было предвидеть. По словам президента Гильдии экспедиторов Семена Резера, чтобы избежать проблемы перегруженности, необходимо принять меры по ускорению обработки грузов, в частности контейнеров. За этим следует и внедрение электронного документооборота, и вопросы выборочной проверки вместо сплошной, и методы ускорения оформления предварительной информации.

Тем временем открытым остается вопрос привлечения инвестиций в реконструкцию и строительство существующих и новых объектов. Одна из сторон данной проблемы - участие зарубежных партнеров, в первую очередь, конечно, из КНР. Как сообщили в Дальневосточном территориальном управлении Росграницы, китайская сторона не один раз высказывала предложения помощи российским компаниям по данному вопросу. Однако аналитики полагают, что иностранные инвесторы вряд ли могут помочь с развитием непосредственно пунктов пропуска. "Переходы - пограничные, и китайская сторона расширяет инфраструктуру своей части переходов, а расширять российскую часть - дело нашей стороны. Поэтому непосредственно выполнять сам проект, вести строительные и монтажные работы должна российская сторона, а финансировать эти работы может китайская сторона, главное - договориться об условиях, на которых эти средства занимаются, как и когда будут возвращаться", - полагает Д. Баранов. Его поддерживает и содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов. По его словам, внести свою лепту китайские инвесторы могут только при строительстве инфраструктурных и коммерческих объектов. "Китайские инвесторы более чем заинтересованы, они предлагают помощь при строительстве и реконструкции переходов за свой счет, но с условием дальнейшего технического обслуживания, однако в нашей стране так не принято, в России любят все делать сами", - добавляет С. Резер. В общем, только итоги 2012 года смогут показать, насколько необходимы новые погранпереходы на российско-китайской границе и насколько увеличится грузооборот в связи с открытием Махалино - Хуньчунь и модернизацией ныне существующих пунктов пропуска.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер11.04.12Дальний Восток задыхается