30-09-09 / 2009
Новости отрасли
Появление многочисленных компаний-операторов и значительное увеличение доли приватного состава требуют внедрений новой системы управл...

- Иван Михайлович, какова ситуация в области управления вагонными парками сейчас и как она изменится в ближайшем будущем?

- В ходе реформирования отрасли на рынке грузовых перевозок появилось множество новых игроков, что влечет за собой радикальное изменение структуры погрузочных ресурсов по видам собственности. Из общего числа вагонов 36%, или 356 тыс., находятся сегодня в инвентарном парке ОАО "РЖД", а 64%, или 633 тыс., составляют приватный парк. При этом в приватном парке содержится 239 тыс. вагонов, находящихся в собственности наших дочерних компаний.

Целевая модель рынка железнодорожных грузовых перевозок предусматривает создание в ближайшее время дочернего общества - Второй грузовой компании - с функциями оператора подвижного состава. В его уставный капитал будут переданы практически все вагоны инвентарного парка ОАО "РЖД" за исключением находящихся в запасе (25 тыс.), а также используемых для содержания инфраструктуры. То есть уже в следующем году компания должна обеспечить реализацию функций публичного перевозчика в условиях полностью приватных парков грузовых вагонов. Тем не менее отечественная железнодорожная инфраструктура, которая строилась и долгие годы развивалась под единую технологию управления обезличенным парком грузовых вагонов, в новых условиях обязана обеспечивать потребность государства в грузовых перевозках. Для этого компанией подготовлены базовые принципы единой технологии управления вагонными парками разных собственников, направленные на эффективное использование инфраструктуры, тяги и погрузочных ресурсов.

- Каковы основные препятствия, мешающие внедрению прогрессивных технологий?

- Существующая сегодня нормативно-правовая база - и Гражданский кодекс, и закон о железнодорожном транспорте, и Устав железнодорожного транспорта, и Правила перевозок грузов - во многом не отражает принципы, которые должны обеспечивать эффективную работу железнодорожного транспорта в новых условиях. Требует пересмотра и тарифная система грузовых перевозок. Наиболее важные изменения затрагивают технологию управления порожними вагонами. В отличие от груженых принципы управления порожними вагонами инвентарного и приватного парков абсолютно различны. Перемещение приватных вагонов осуществляется сегодня методом управления каждым конкретным вагоном, а инвентарных - более прогрессивной системой управления массовыми вагонопотоками.

ОАО "РЖД" как перевозчик не может самостоятельно изменить назначение порожнего приватного вагона, следовательно, этот подвижной состав не является для компании собственным погрузочным ресурсом. Это - погрузочный ресурс оператора. Однако именно вопросы, связанные с работой порожнего вагона, не находят отражения в существующем транспортном законодательстве. В нем не определена ответственность оператора перед грузоотправителем за обеспечение порожними вагонами, перед перевозчиком - за влияние порожних вагонопотоков на перевозочный процесс, перед владельцем инфраструктуры - за размещение порожних вагонов на путях общего пользования. Да и само понятие "оператор подвижного состава" сформулировано нечетко.

Тем не менее, даже при отсутствии инвентарного подвижного состава ОАО "РЖД" не утратит функции управления перемещением грузовых вагонов. Основная часть элементов оборота грузового вагона - техническая скорость, простой на промежуточных, технических и грузовых станциях, оптимизация груженого рейса путем совершенствования плана формирования поездов - остается в управлении у ОАО "РЖД" как у перевозчика. При этом операторы отвечают за планирование порожнего рейса, а также оптимизацию простоя на путях необщего пользования или в отстое на инфраструктуре компании. Функция обеспечения грузоотправителей погрузочными ресурсами также переходит на ответственность компаний-операторов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.09.2009На пустом месте