16-04-13 / 2013
Новости отрасли
Появление деталей-двойников исключит доработка информационной базы

Сергей Порядин, заместитель генерального директора по техническому развитию главный инженер ОАО "ФГК"

В недавно опубликованном письме Ространснадзора приведена информация ОАО «РЖД» о наличии в автоматизированном банке данных грузовых вагонов более 375 тыс. единиц с одинаковыми номерами боковых рам. Их собственникам предложено до 19 апреля проверить подвижной состав на двойную нумерацию и исключить эксплуатацию таких вагонов.

- Сергей Иванович, приходилось ли ранее сталкиваться с подобным дублированием?

- Проблема "задвоения" номеров вагонов не нова. Мы периодически сталкиваемся со случаями выявления боковых рам и других крупных литых деталей с одинаковыми номерами. Одна из главных причин тому - недостаточно эффективный контроль со стороны ремонтных предприятий за учетом литья, в том числе и на вагонах нашей компании. В результате в информационные системы ОАО "РЖД" попадает недостоверная информация о комплектации отремонтированного подвижного состава.

В этой связи еще год назад НП "Объединение производителей железнодорожной техники" поручило ВНИИЖТу доработать используемое в ОАО "РЖД" программное обеспечение для создания единой информационной базы крупного вагонного литья. При этом главным стержнем новой программы должен стать логический запрет на попадание в систему ошибочной информации о комплектации отремонтированных вагонов, поступающей с предприятий. Однако, к сожалению, пока разработка и внедрение программы затягивается. Хотя и руководство РЖД, и производители постоянно требуют ускориться. На состоявшемся в конце марта совещании партнерства в Курске его участники в очередной раз напомнили о необходимости скорейшей доработки информационных систем холдинга.

- Что делает ОАО "ФГК" в этом направлении?

- Мы, как и ОАО "РЖД", настаиваем на немедленном создании единой информационной базы. В этом вопросе ФГК работает в плотном контакте со структурами компании - Главным вычислительным центром, Центральной дирекцией инфраструктуры, а также Рос-желдором и ремонтными компаниями ВРК-1,2,3. Наша позиция в том, чтобы сведения об изделиях, выпускаемых заводом-производителем, сразу вносились в единую базу данных литых деталей.

Также необходимо запретить без разрешения собственника несанкционированную подкатку литых деталей тележки под вагоны при их ремонте. Еще в 2011 году мы, как и ряд других крупных операторов, создали свою программу учета крупных литых деталей. Мы видим "задвоение" и ведем учет таких случаев. Однако одних усилий операторов недостаточно, самостоятельно эту проблему нам не решить. Вместе с тем масштабы проблемы несколько преувеличены. Так, с целью сверки данных были организованы перепись боковых рам наших вагонов и сравнение данной информации с аналогичными данными в информационных системах РЖД. И из почти 3 тыс. вагонов собственности ФГК, прошедших перепись литых деталей, выявлено несоответствие данных о комплектации только на тысяче вагонов. Анализ выявленных несоответствий показал, что появление деталей-двойников зачастую следствие недостаточного контроля со стороны вагоноремонтных предприятий за достоверностью вносимых после работы данных в лист комплектации.

На этом основании можно сделать вывод, что "задвоения" не могут указывать на факт использования контрафактной продукции.

- И все-таки как вы, компания оператор, можете повлиять на улучшение ситуации с безопасностью движения?

- Мы беспокоимся не только о своей экономике и перевезенных тоннах, но и об улучшении технического состояния наших вагонов. Именно от этого зависит не только наша конкурентоспособность, но, что более важно, безопасность движения. И здесь наша ключевая задача - обновление парка подвижного состава.

В 2012 году было закуплено 13,6 тыс. новых вагонов, в этом году запланировано приобрести еще 7,5 тыс. В целом с 2013 по 2015 год планируем инвестировать в обновление парка 134 млрд руб., при этом более 70% вложений пойдет на приобретение новых грузовых вагонов.

Постоянный контроль за качеством ремонта собственного парка - еще одно важное направление деятельности ФГК в обеспечении безопасности движения. В 2012 году из планового ремонта вышло около 77 тыс. наших вагонов, в том числе из деповского - более 62 тыс. Объем капитального ремонта в том же году составил около 15 тыс. В ближайшие три года планируем отремонтировать более 226 тыс. вагонов.

Но обновление вагонного парка и ремонт имеющегося, очевидно, не решают всех проблем безопасности движения. Даже новые вагоны отечественного производства нельзя считать "последним словом" вагоностроительной техники. Поэтому недавно мы тоже стали "немного производителем".

- Вы имеете в виду создание совместно с немецким концерном "Кнорр-Бремзе" производства по изготовлению тормозного оборудования для подвижного состава?

- Да. В конструкции любого вагона одним из важнейших элементов, отвечающих за безопасность движения, является тормозное оборудование. Именно поэтому мы развиваем очень важный и нужный для всей отрасли проект по оснащению вагонов новейшим высокотехнологичным тормозным оборудованием ведущего мирового производителя. С этой целью в феврале 2013 года было создано совместное предприятие ФГК и компании "Кнорр-Бремзе" -ООО "Кнорр-Бремзе 1520". На его базе в Твери планируется изготавливать тормозное оборудование не только для грузовых вагонов, это воздухораспределители КАВ60, но и для пассажирских локомотивов и вагонов, а также пригородных электропоездов. ФГК уже более года участвует в испытаниях тормозного оборудования производства "Кнорр-Бремзе" на собственных полувагонах. В декабре 2011 - марте 2012 года на испытательном полигоне на станции Смычка 321 полувагон собственности ФГК был оборудован воздухораспределителями КАВ60, из которых были сформированы пять опытных поездов.

- Расскажите еще об одном проекте вашей компании по производству платформ для контрейлерно-контейнерных перевозок.

- Действительно, ФГК - заказчик разработки, испытаний и запуска в серийное производство такой принципиально новой для сети единицы подвижного состава.

Разрабатываемая платформа будет эксплуатироваться в составе специализированных поездов, предусмотрена возможность перевозки крупнотоннажных контейнеров, беспрепятственная погрузка и выгрузка автомобильной техники.

Для повышения надежности и безопасности в конструкции вагонов-платформ будут применяться такие инновационные узлы, как тележка производства фирмы Barber с подшипниками кассетного типа, воздухораспределители КАВ60 с безрезьбовой тормозной магистралью из металлопла-стиковых труб и раздельным торможением тележек. Используемые в конструкции вагона-платформы узлы и детали с увеличенным ресурсом обеспечивают назначенный пробег вагонов-платформ от постройки до первого деповского ремонта 500 тыс. км, или четыре года, между деповскими ремонтами -250 тыс. км, или два года. Этот подвижной состав не только уникален для России, но и, пожалуй, будет самым безопасным на всей сети.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.04.13Перепись литья