08-10-12 / 2012
Новости отрасли
Повысить надежность локомотивов позволит внедрение средств технического диагностирования

Недостаток тяги можно преодолеть не только закупкой новых локомотивов

Дирекции по ремонту тягового подвижного состава удалось с начала года заметно снизить отказы электровозов. Пока этого нельзя сказать о тепловозах – парк этих машин стареет и не так активно пополняется. Однако способы повысить надёжность локомотивов обоих типов всё-таки есть.

На итоговом правлении компании в прошлом октябре был поставлен ряд системных задач по повышению эффективности локомотиворемонтного комплекса. Одна из основных - разработка комплексной программы повышения эксплуатационной надежности тягового подвижного состава. Программа призвана снизить количество отказов локомотивов, внедрить новые технологии ремонта как в заводских условиях, так и на полигонах. Еще одна задача - сокращение непроизводительных потерь локомотивных бригад. Работы в этом направлении уже ведутся. В первом полугодии программа ремонта локомотивов выполнена на 102%, при этом его себестоимость к прошлому году была снижена на 9,4%, а производительность труда выросла на 3,6%. Количество отказов машин сократилось на 13,2%. Решены, конечно, не все задачи. В 2011-2012 годах наметилась тенденция к увеличению эксплуатируемого локомотивного парка - из-за сокращения общего времени простоя локомотивов на ремонте, вывода их из запаса ОАО "РЖД" и закупки новой техники. Количество неплановых ремонтов электровозов сократилось на 25%.

Но при снижении отказов электровозов на 14,2% отказы тепловозов увеличились на 4%. Причина такого дисбаланса - старение тепловозного парка (запас прочности электровозного парка дает возможность их уверенной эксплуатации в ближайшие 10-15 лет). Необходимо как можно быстрее найти решения его обновления, нужна и четкая стратегия модернизации работающих машин. Одно из решений - глубокая модернизация магистральных тепловозов с использованием новых силовых установок Коломенского завода и других производителей, а также их капитальный ремонт с заменой выработавших свой ресурс узлов и агрегатов. Опыт Германии, США, Казахстана показывает, что в среднем прибыль от модернизации составляет 6,2 млн руб. в год на одну секцию, при этом эксплуатационные затраты снижаются на 15,3%, расход топлива - на 14%, масла - более чем вдвое. Окупаемость модернизации -около 9 лет.

Для повышения надежности тепловозов необходимо разработать программу модернизации тепловозного парка с применением оборудования ведущих мировых производителей, а также систему техобслуживания и ремонта с учетом ресурсных параметров оборудования тепловозов, с корректировкой межпробежных норм, внедрением диагностических комплексов. Предстоит внедрить встроенные системы контроля и диагностирования тепловозов "БОРТ" и АСК ВИС, разработать комплекс по управлению техническим состоянием локомотивов на базе структурированной обработки информации в реальном времени.

Дирекцией разработан ряд комплексных технологических программ. Оптимизирована система техобслуживания и ремонта. Проводится широкий эксперимент по корректировке межремонтных пробегов. Специалистами дирекции и проектно- конструкторского бюро локомотивного хозяйства совместно с ОАО "Желдорреммаш" рассмотрен и принят проект оптимизированной структуры ремонтного цикла локомотива.

На основе опытных эксплуатационных испытаний в локомотивных депо Брянск и Ярославль по обоснованию увеличенных пробегов с учетом ресурса оборудования развернуты проверки уже с возросшим межремонтным пробегом на Восточном полигоне, а также на Московской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской дорогах.

Влияние внедрения оптимизированной системы техобслуживания и ремонта на технико-экономические показатели было рассчитано на имитационных моделях системы техобслуживания и ремонта с учетом ресурсных параметров. Анализом на имитационных моделях для существующей и оптимизированной системы ремонта (парк электровозов ВЛ10 и ВЛ80) установлено, что при переходе на вторую технико-экономические показатели системы ремонта локомотивов будут значительно улучшены.

С 2012 года дирекцией решено внедрить технологии бережливого производства во всех ремонтных локомотивных депо. Создана вертикаль управления этим внедрением, состоящая из трех уровней: центрального, регионального, линейного. В 2012 году проведено 1700 технических занятий по изучению основ бережливого производства, обучено более 23 тыс. работников. Как результат, за первое полугодие работниками депо разработано 1558 проектов улучшений, из которых 403 уже реализовано. 487 проектов в процессе реализации, 668 проектов планируется реализовать. Внедрение проектов улучшений - это прежде всего сокращение времени технологических операций за счет выстраивания поточности, организации рабочих мест.

За первое полугодие рацпредложения сэкономили более 17 млн руб. Ожидаемый годовой эффект - 43 млн.

Дирекцией разработан проект комплексной программы по выполнению дополнительных работ при заводском и деповском видах ремонта, направленных на повышение надежности локомотивов в 2012-2013 годах. Она направлена на устранение отказов от износа и старения узлов и оборудования. Анализ показал, что в первую очередь следует реализовать малобюджетные мероприятия, существенно влияющие на надежность локомотивов. Их реализация дает сокращение числа отказов на 16%. Это при том, что в целом на 2012 год запланировано 22%. Важнейшая задача по повышению надежности локомотивов - внедрение средств технического диагностирования и автоматизированных систем контроля и управления. Но необходим и ремонт с учетом фактического состояния машин. Примером практического внедрения может служить система учета топлива "АПК Борт", которая уже сейчас используется в ремонте и обслуживании дизель-генераторных установок тепловозов с учетом их фактического состояния. Эксперимент проводится в ремонтных локомотивных депо Московка (Омск) и Карасук. Эффект по Московке оценивается почти в 500 тыс. руб. в год.

Другой пример - опыт ремонтного локомотивного депо Саратов, где на базе тепловозов ТЭП70БС реализуется система ремонта с учетом фактического состояния. Положительный эффект достигается за счет сокращения числа плановых и неплановых ремонтов. Зону эксперимента следует существенно расширить. На базе внедрения средств диагностирования предлагается разработать проект "Центр управления надежностью локомотивов" на базе развития автоматизированной системы управления с использованием диагностической информации бортовых микропроцессорных систем управления локомотивов всех видов, данных стационарных и переносных микропроцессорных и компьютерных диагностических систем. Основные задачи Центра управления надежностью - сбор и обработка системной информации о состоянии оборудования парка тяги и принятие решений по поддержанию заданного уровня его безотказности. В 2011 году дирекция приступила к разработке АСУ ЦТР, интегрированной в основные информационно-управляющие системы компании. Утвержден паспорт системы, начато пилотное внедрение ее модулей. Предполагается, что АСУ ЦТР будет иметь в своем составе достаточное количество автоматизированных рабочих мест и специализированных модулей, наделенных минимально достаточной функциональностью. В ее задачи входят оценка объема программы ремонта и производственное планирование, обеспечение процессов оптимальным количеством трудовых ресурсов, организация материально-технического снабжения и взаимодействие с поставщиками. Создание АСУ ЦТР сократит простой локомотивов в ремонте за счет повышения ритмичности производства, а также в ожидании ремонта и отправки в эксплуатационные депо. Будут автоматизированы и оптимизированы заказ и снабжение материалами и запчастями, технологический документооборот.

АСУ ЦТР станет неотъемлемой частью системы управления техобслуживанием, ремонтом и надежностью тягового подвижного состава.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.10.12Отмененный отказ