На сегодняшний день главная проблема на сети РЖД – наличие ограничений в восточном направлении. Думаю, что повышение штрафов за невыполнение перевозчиком или грузоотправителем заявки, принятой РЖД на перевозку грузов, никак не отразится ни на данном направлении, ни в целом по железной дороге.
Напомним, что в 2021 году "РЖД" предлагали увеличить штраф за неисполнение согласованных заявок в 17 раз, но инициативу не поддержали. В числе противников была СРО Ассоциация "Промжелдортранс".
Для грузоотправителей предлагаемое повышение штрафов - не особо большое увеличение стоимости: было 10 рублей, стало 50. Но в любом случае грузоотправители негативно отреагируют на эту новость. Пропускная способность и так низкая. Любое повышение расходов, тем более в условиях кризиса, - это негативный фактор для грузоотправителя. Учитывая, что штрафы не очень большие, объем заявок останется такой же, это никак не повлияет на дисциплину и технологичность перевозочного процесса.
Объем поданных заявок грузоотправителем никак не влияет на срок доставки грузов. Грузоотправители будут платить повышенный штраф, но объем заявок не уменьшиться. Мы понимаем, что объем заявок – это, так сказать, место под солнцем. Если заявка будет меньше фактических объемов, это приведет к значительно большей потере дохода, чем заплатить штраф в случае, если заявка будет больше.
По нашему мнению, увеличение штрафов не приведет к тому, что грузоотправители будут подавать еще больше заявок. Сколько они подавали, столько и останется. Штраф, который сегодня существует в Уставе, был определен формально, просто чтобы психологически показать грузоотправителям: смотрите на количество грузов, которое вы указываете в заявке.
Необходимо отметить, что любое повышение штрафов в отношении РЖД воспринимается монополией очень негативно. Тому пример – наши предложения по изменению статьи 100 ФЗ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", предусматривающие ответственность за неприем вагонов с путей необщего пользования по вине РЖД.
На сегодняшний день в статье 100 Устава железнодорожного транспорта не учитываются интересы ППЖТ, которые лишены права требовать законную неустойку за занятость железнодорожных путей необщего пользования ППЖТ по вине перевозчика.
К сожалению, конструктивные предложения Ассоциации по изменению статьи 100, направленные на установление равных условий для участников перевозочного процесса, пока не находят поддержки.
Александр Маняхин, исполнительный директор СРО Ассоциация "Промжелдортранс"
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 08.02.2023 |