27-03-12 / 2012
Новости отрасли
Потребность в вагонах снижаться не будет

Одним из наиболее актуальных вопросов для участников рынка железнодорожных перевозок является динамика цен на новый подвижной состав. По мнению президента ООО "МТК "ЮниТранс" Андрея Дреничева, ключевым фактором в этом вопросе является способность ОАО "РЖД" обеспечить эффективное управление вагонопотоками.

– Андрей Михайлович, какие факторы, по Вашему мнению, будут определять состояние рынка в ближайшей перспективе?

– По нашему мнению, в обозримом будущем не следует ожидать радикальных изменений. Несмотря на достаточные количественные показатели востребованность грузового подвижного состава не ослабевает. Это происходит вследствие того, что до настоящего времени не удается обеспечить достаточную эффективность работы вагонов, поскольку в управлении у ОАО "РЖД" на сегодняшний момент нет значительного объединенного пула вагонов.

В дальнейшем потребность в грузовых вагонах также будет постепенно увеличиваться. Это будет происходить вследствие ряда причин, одной из которых является недавнее ограничение использования парка грузовых вагонов производства Украины на сети железных дорог ввиду проблем с эксплуатацией литых деталей. Результатом сложившейся ситуации является рост потребности в качественном литье и, соответственно, в грузовых вагонах.

– Следует ли ожидать скачков цен?

– За последние месяцы стоимость подвижного состава несколько снизилась после значительного повышения, однако несмотря на то, что цены все равно довольно сильно разогреты, ожидается их дальнейший рост. В последнее время уже отмечается их незначительный подъем из-за нехватки литых деталей (ввиду приостановки действия сертификата двух украинских заводов). Фактически единственное заметное снижение цен на подвижной состав мы могли наблюдать в 2008 году вследствие мирового финансового кризиса, который коснулся всех и не обошел железнодорожную отрасль. Сейчас же объективных причин для снижения цены на вагоны нет.

Востребованность услуги по железнодорожной перевозке грузов в настоящий момент довольно высока. Перевозки осуществляются по рыночным ставкам, соответственно, и подвижной состав сейчас в цене. Кроме того, необходимо учесть тот факт, что ОАО "ПГК" вывело свой парк подвижного состава из управления ОАО "РЖД", а численно он превышает тот парк, что передает в управление своей материнской компании Вторая грузовая. Таким образом, излишка вагонов у ОАО "РЖД" не образуется, и полностью удовлетворить потребность в подвижном составе оно не может. А это влечет за собой дальнейший постепенный рост цен на вагоны. Полагаем, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

– Согласны ли Вы с тем, что в настоящее время вагонный парк на сети РЖД избыточен и закупки нового подвижного состава будут сокращаться?

– Потребность в грузовых железнодорожных перевозках высока, и не все заявки на перевозки удовлетворяются. Сегодняшнее количество вагонов на сети может стать избыточным лишь в том случае, если будут значительно улучшены эксплуатационные показатели: снижен оборот вагона, повышена маршрутная участковая скорость, снижен коэффициент порожнего пробега, исключен длительный простой и т. д. Тогда действительно можно будет ожидать высвобождения части вагонов и перенаправления подвижного состава на перевозки грузоотправителей, нуждающихся в транспорте.

Однако, несмотря на предпринимаемые в последнее время Министерством транспорта и правительством РФ шаги по регулированию перевозочного процесса, конкретных положительных результатов добиться пока не удалось. Так, предложенная вагоновладельцам унифицированная ставка, по которой можно передать подвижной состав в управление ОАО "РЖД", к сожалению, не работает на достижение основной цели – образование большого пула вагонов под управлением РЖД, поскольку не является привлекательной для основного адресата этого предложения – мелких собственников подвижного состава, не имеющих своего диспетчерского аппарата либо стабильной грузовой базы. Такая ставка (чуть более 1 тыс. рублей за полувагон в сутки) растягивает срок его окупаемости до 18–19 лет, что невыгодно для инвестора. Для сравнения: рыночная цена сдачи полувагонов в аренду сейчас колеблется в пределах 1,3–1,4 тыс. рублей за единицу в сутки, то есть на 30–40% выше предложения ОАО "РЖД". В случае же если указанная ставка будет более приближена к рыночной, предложение РЖД действительно сможет заинтересовать компании, владеющие небольшим парком, которым важна прогнозируемость в окупаемости своего подвижного состава.

– Каким, по Вашим оценкам, будет объем выведенного из эксплуатации подвижного состава в связи с истечением нормативных сроков эксплуатации, проведения ремонтных работ и т. д.? Насколько серьезное влияние это окажет на объем спроса на новый подвижной состав?

– Массового выведения вагонов из эксплуатации в ближайшее время не предвидится, поскольку достаточно активно используются возможности их капитального ремонта с продлением срока эксплуатации. Впервые этим способом стали пользоваться 12–13 лет назад, и сейчас как раз истекает срок службы таких вагонов с продленным сроком эксплуатации. Они будут уходить с рынка, но их число не настолько велико, чтобы в результате этого ожидать значительного увеличения спроса на новый подвижной состав.

– Совпадает ли величина прогнозного и реального платежеспособного спроса со стороны операторов? Способствует ли его увеличению политика лизинговых и кредитных организаций?

– Операторы не приобретают новый подвижной состав за счет собственных средств, а делают это через лизинговые компании. Соответственно, на спрос со стороны операторов влияют цена вагона, срок окупаемости и условия лизинга. Именно с условиями лизинга в настоящее время сложилась довольно напряженная обстановка: лизинговые компании ограничивают возможности приобретения вагонов операторами, увеличивая размер авансового платежа, корректируя сроки и другие условия сделки. Однако, как мы видим, даже несмотря на сравнительное ухудшение условий лизинга, свободного подвижного состава в ожидании покупателя на рынке нет – абсолютно все произведенные вагоны раскупаются.

– Если можно, сформулируйте кратко картину будущего: что нам ожидать в 2012-м и в более отдаленной перспективе?

– Производителям вагонов не стоит волноваться: все выпущенные вагоны будут приобретены. Стоимость подвижного состава продолжит увеличиваться, но этот рост будет незначительным и постепенным. В настоящее время нет никаких предпосылок для резких движений ни в сторону снижения стоимости, ни в сторону ее значительного повышения. Рынок на текущий момент сложился, спрос и предложение в основном стабилизировались. По нашим оценкам, рост стоимости вагонов в ближайшей перспективе не превысит 5–7%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru26.03.12Потребность в вагонах снижаться не будет