29-05-12 / 2012
Новости отрасли
Потери времени и сил перевозчиков на границе впечатляют

Коллектив ученых Института управления и информационных технологий проанализировал, что происходит на транспортных стыках. Вместе с грузом на припортовую станцию прибывает и заводится в систему 15 документов. Среди них накладная, таможенная декларация, дорожная ведомость, различные сертификаты. Выходит столько же, однако дальше ни одна из бумаг автоматически не передается с грузом, а начинается череда переоформлений из-за разных систем кодирования грузов.

Транспортная кодировка не совпадает с таможенной, а национальная таможенная кодировка, в свою очередь, не состыкована с международной. В результате, например, при экспорте металла приходится переоформлять 188 документов, а при импорте фруктов или ширпотреба - 205. Причем, как говорят ученые, это только те бумаги, которые непосредственно связаны со скоростью прохождения груза через границу.

Вот еще картинка с натуры. На таможне действует система, которая предусматривает выборочный контроль. Это всего 5% груза, и ФТС утверждает, что это полностью соответствует мировым нормам. Таможенники говорят: отцепите-ка нам, пожалуйста, вот такой-то вагон и пригоните его на досмотровую площадку. Вагон нужно найти, отцепить, пригнать, а после вернуть в состав. Естественно, процедура в лучшем случае затягивается на день, и не дай Бог, это произойдет в пятницу. Вполне можно задержаться на границе и до понедельника. Грузоотправители тем временем с завистью посматривают за рубеж, где пробки - явление чрезвычайно редкое, поскольку если и требуется досмотреть груз, то иностранцы делают это на тыловых терминалах.

Нельзя сказать, что у нас ничего не делается. Например, вскоре начнется эксперимент по электронному взаимодействию ОАО "РЖД" и ФТС, который должен облегчить процесс предоставления документов. Пока, правда, это коснется лишь экспорта, по которому предварительное декларирование наладить относительно легко. Стороны пока не знают, ускорит ли это прохождение грузов или нет, но бумаг потребуется точно меньше. Ясно одно: если мы действительно захотим развивать транспортные коридоры, нам нужна будет другая таможня, которая работает и меняется очень быстро.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.05.12Коды не стыкуются