09-04-15 / 2015
Новости отрасли
Потери в погрузке восполнит экспорт

Высокий уровень исполнения графика движения позволил повысить участковую скорость движения поездов

С начала года на сети дорог планы по основным производственным показателям выполняются. И в прошлом месяце, и в целом по итогам первого квартала пусть незначительно, но были перевыполнены планы как по погрузке, так и по грузообороту.

Вместе с тем объёмы отправленных грузов по сравнению с прошлым годом в первый весенний месяц снизились на 1,3%, а в январе – марте – на 0,6%. Но на отдельных дорогах удалось заметно нарастить объёмы погрузки, если сравнивать их с результатами годичной давности. Отметим Приволжскую, Свердловскую, Красноярскую, Забайкальскую магистрали, где погрузка выросла соответственно на 3,4%, 3,6%, 2,1%, 3,7%. Однако бесспорными лидерами месяца стали дальневосточники – там рост составил 7,1%. 

А наиболее весомого прогресса по итогам первого квартала добился коллектив Красноярской дороги, где прошлогодний рубеж по погрузке превзойдён на 7,3%. В январе – марте заметно превысили свои прошлогодние показатели и другие дороги Восточного полигона: Забайкальская и опять же Дальневосточная – соответственно на 5,8 и на 6,7%. 

В разрезе номенклатурных групп в основном сеть недобирала грузы 1-го класса (снижение на 2,1%) при росте 2-го на 0,8% и 3-го на 2,8%. Таким образом, благодаря повышенному предъявлению к перевозке высокодоходной номенклатуры удалось выполнить план и по финансовым показателям. Однако по-прежнему в большом минусе остаются строительные грузы, в том числе и цемент. К сожалению, падение в этом сегменте рынка будет сохраняться в ближайшей перспективе, что подтверждают и данные Росстата по итогам экономического развития страны за первые два месяца. Так, производство инертных строительных материалов за это время упало на 8,1%, а цемента – на 1,3%. 

Как отметили в ЦФТО, для января – марта была характерна тенденция снижения предъявления груза во внутрироссийском сообщении. Удалось частично компенсировать потери за счёт перевозок на экспорт. Так, если отгрузка внутри страны за этот период упала на 1,3%, то экспорт подрос на 0,7%. Кстати, на такую же величину повысился в марте и грузооборот с учётом пробега собственных порожних вагонов. Наибольший прирост объёма грузовой работы в этом месяце наблюдался на полигонах Горьковской и Приволжской дорог – на 6,2% и на 6,7%. Традиционно этот показатель рос и на Восточном полигоне, но не так заметно, что во многом объясняется снижением роста экспортных грузопотоков в направлении дальневосточных портов. Так, на Восточно-Сибирской и Забайкальской дорогах положительная динамика составила всего 0,3%, на Западно-Сибирской – 0,5%, а на Красноярской – 0,6%, но уже с минусом. 

В марте были выполнены задания по всем качественным показателям использования подвижного состава. Участковая скорость по сравнению с прошлым годом выросла на 1,7 км/ч, или на 4,3%. По данным Центральной дирекции управления движением, основным фактором, повлиявшим на этот показатель, стал высокий уровень выполнения графика движения грузовых поездов. 

Выросла и маршрутная скорость. Без учёта потерь, которые не связаны с ответственностью ОАО «РЖД», она составила для поездов всех категорий 719 км/сут., что на 112 км/сут., или на 18,5%, выше уровня прошлого года. Повышение скоростей даёт эффект в виде увеличения объёмных показателей. Погрузка грузов в контейнерах составила 1,7 тыс. вагонов в сутки, что на 1,4% больше прошлогоднего уровня. При этом на фоне сокращения этих перевозок во внутреннем сообщении на 2% экспорт увеличился на 8,6%. 

Средний вес грузового поезда увеличен к прошлому году на 32 тонны и составил 3964 тонны. Это обусловлено прежде всего ростом динамической нагрузки на гружёный вагон на 0,3 тонн/ваг. 

Только за счёт этого средний вес поезда удалось увеличить на 12 тонн. И всё же на ряде дорог – Калининградской, Северной, Куйбышевской и Южно-Уральской – было допущено значительное снижение среднего веса, соответственно на 35, 9, 27 и 34 тонны. 

На 4,7% к прошлому году увеличена и среднесуточная производительность локомотива. Не справилась с заданием лишь Южно-Уральская дорога. 

В компании по-прежнему большое внимание уделяется расширению полигонов, где организовано движение грузовых поездов по расписанию. 

В марте, по данным Центральной дирекции управления движением, по специализированным расписаниям со станций массовой погрузки было отправлено 10292 поезда, или 355 в среднем в сутки, а их график отправления составил 98%. 

Погрузка грузов в адрес российских портов оказалась на 7,5% больше, чем в марте прошлого года. Причём наибольший рост наблюдался в адрес портов Азово-Черноморского бассейна (19,5%). Удалось обеспечить ритмичный подвод грузов, а также выгрузку на уровне 12,9 тыс. вагонов среднесуточно, что на 5% выше уровня прошлого года. При этом мощности портов были загружены более чем на 90%, что позволило поднять часть отставленных от движения поездов. На конец марта их было порядка 120. 

В заключение следует отметить рост производительности труда работников, занятых на перевозках, хотя его темпы и оказались несколько ниже тех, что были продемонстрированы в феврале, а также по итогам минувшего года. Отметим, что высокая динамика этого показателя является следствием проводимых ОАО «РЖД» мероприятий по оптимизации численности персонала, снижению производственных издержек и повышению эффективности перевозочного процесса. 

Отдел эксплуатационной работы транспорта

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.04.2015