06-12-12 / 2012
Новости отрасли
Потери и издержки в перевозках должны стать прозрачными

Михаил Букин, и.о. заместителя начальника Горьковской железной дороги по локомотивному хозяйству

Важные вопросы были подняты в публикации «Гудка» от 3 декабря «Увязанные бюджеты». Реформирование отрасли находится сейчас на завершающем этапе. Как долго он продлится, зависит от многих факторов. И среди них – финансовая ответственность на всех уровнях. Будет ли она адекватной и полноценной? Станет ли она инструментом, который поможет функционировать хозяйствам?

Мы убедились в том, что ответы на этот вопрос ищут наши коллеги с Приволжской дороги. И хотелось бы поделиться теми наработками, которые в этом направлении сделаны у нас, на Горьковской.

Прозрачность работы всех структур, которые участвуют в перевозочном процессе, через расходы, издержки, цену конечного результата, уже сейчас должна закладываться в отношениях между дирекциями, ДЗО.

Об издержках у нас принято говорить чаще в общем и целом. Но ответственность за них часто как-то расходится по разным направлениям, растворяется - ее никто не несет. Звучит знакомая мотивировка: перевозки надо обеспечивать любой ценой.

На Горьковской дороге год назад начал работу Центр управления тяговыми ресурсами, задача которого - распоряжаться ими в режиме реального времени. Это, в свою очередь, поставило перед нами задачу тщательно изучить причины непроизводительных потерь в использовании локомотивных бригад и тягового подвижного состава, ведь только так можно увидеть истинное положение дел, чтобы принимать меры к сокращению издержек.

Работа локомотивов и бригад, взаимодействие Дирекции тяги со смежниками оказались в итоге удобной моделью для изучения путей решения задачи, стоящей перед всей отраслью. Сделаны выводы. И теперь мы планируем начать в наступающем году разработку положения о взаимоотношениях дирекций в сфере использования труда бригад и тяги. Предусматриваются два этапа.

На первом предстоит определиться с зонами ответственности, оценить ее, установив балльную систему, отрегулировать многое, создав систему мотивации.

К примеру, взять показатели планирования работы локомотивных бригад. Есть суточный заказ на 600 бригад. Выполнит его Дирекция тяги - получит сто баллов.

Не додаст - с нее снимут соответствующий процент баллов, определенную оценку получит и опоздание по отношению ко времени, на которое сделан заказ. А вот и заказчик со своими сложностями - Дирекция управления движением. Она иногда отказывается от того количества бригад, которое было запрошено: произошла ошибка в прогнозах - значит, с нее будет снято соответствующее число баллов. Подобная система оценки должна действовать по всем показателям, на всех этапах использования машинистов и их помощников - охватить и их явку, и все элементы накладного времени, и режим труда и отдыха. По сути, это пооперационный контроль процесса. И он - тоже важная часть работы Центра управления тяговыми ресурсами. Итоги подводятся в конце каждой смены, утверждаются отдельным актом и отражают не только ход дел, но и использование средств. На основании таких актов будет действовать система мотивации - станет ясно, какое предприятие, кто именно несет ответственность за потери и что требуется делать практически для их устранения.

Ожидаю, кто-то скажет: а что же тут, собственно, нового, по большому счету все просто!

Но разработка положения должна сегодня исходить не из давно сложившихся принципов: я тебе даю бригаду, а ты за нее несешь ответственность. Здесь важна не просто некая ответственность, а именно юридическая. Где бы ни находилась бригада - в пути, в депо, в доме отдыха, должны быть работники, которые организуют дело так, чтобы она не сидела на локомотиве, не лежала, отдыхая, лишние часы, а именно работала, участвуя в перевозочном процессе в соответствии с регламентами.

Не скрою, вопросов здесь пока много. Но мы определились в том, что с чего-то надо начинать и искать новые формы и методы того же использования труда бригад.

Когда же мы скажем себе, что разобрались в тех задачах, которые поставлены на первом этапе, можно будет переходить ко второму. А на нем надо будет плавно и законно перейти к финансовой ответственности за свои действия тех предприятий, на которых выявлены потери, прорехи в ходе перевозочного процесса.

Думаю, что наши наработки, связанные с Центром управления тяговыми ресурсами, пооперационный контроль позволят выстроить систему, способную всерьез противостоять издержкам. Мы перейдем в прямом смысле на финансово ответственное взаимодействие между Дирекцией тяги и смежными дирекциями.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.12.12Не любой ценой