03-07-12 / 2012
Новости отрасли
Потери для государства существенно превышают инвестиции на расшивку лимитирующих мест сети

В условиях ограниченной пропускной способности транспортной инфраструктуры, в первую очередь железнодорожной, перспективное развитие дальневосточного региона стоит под вопросом.

Об этом говорилось вчера на заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, прошедшем во Владивостоке на острове Русский.

Председательствовавший на совещании премьер Дмитрий Медведев сразу определил тему разговора. "На очереди проекты по реконструкции сложных участков БАМа и Транссиба. Однако издержки при их реализации высоки. Поэтому нам необходимы "длинные" деньги на развитие транспортной инфраструктуры. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и глобальной финансовой напряженности акцент следует делать на привлечении долгосрочных заемных средств", - заявил он.

Проблема эта непростая, но игнорировать ее нельзя. Как сообщил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, на усиление Транссиба до 2020 года понадобится 181 млрд руб., а БАМа - 737 млрд руб. "Это большие средства, обеспечение которых исключительно за счет результатов деятельности регулируемой компании "РЖД" не представляется возможным", - сказал Владимир Якунин. ОАО "РЖД" планирует до 2016 года вложить в развитие магистралей на Дальнем Востоке 60 млрд руб., хотя необходимо инвестировать почти вшестеро больше - 350 млрд.

При этом ограниченные возможности сети негативно скажутся уже в ближайшее время на экономическом росте регионов.

По словам министра транспорта Максима Соколова, в случае невыполнения запланированных мер по развитию инфраструктуры в 2015 году будет не вывезено более 30 млн тонн грузов, бюджетная система суммарно недополучит порядка 18 млрд руб. Потери же от отказа перевозки с точки зрения внутреннего валового продукта с 2011 по 2015 год, уточнил Владимир Якунин, могут достичь 2,3 трлн руб., а по 2020 год - 5,8 трлн.

"Эти цифры показывают, что потери для ВВП существенно превышают дефицит инвестиций на расшивку "узких" мест", - подчеркнул он.

Еще об одной грани проблемы напомнил глава ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" Владимир Рашевский: из-за неразвитости инфраструктуры, особенно на стыке железная дорога - порт, могут пострадать отечественные экспортеры.

"Рынки ждать не будут, и наше место может быть занято конкурентами", - сказал он и в пример привел Китай, который на развитие магистралей выделяет $70 млрд ежегодно.

"Финансовым источником может послужить получение отправителем, участвующим в софинансировании мероприятий по развитию инфраструктуры общего пользования, приоритетного права на получение услуг по перевозке. Такие проекты находятся в стадии рассмотрения не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири", - предложил министр транспорта Максим Соколов.

В целом Минтранс предлагает ввести практику долгосрочных тарифов. Это позволит инвесторам минимизировать риски, прогнозировать затраты, а РЖД формировать поэтапную инвестпрограмму.

Владимир Якунин поддерживает инициативы ведомства. По его словам, также помогла бы поддержка государства при приобретении локомотивов в лизинг. В данном случае госбюджет субсидировал бы часть платежей по аналогии с авиацией. С начала года действует соответствующая программа поддержки авиаперевозчиков. Четыре авиакомпании, получившие субсидии от государства, заключили контракты на приобретение в лизинг 26 самолетов. Дмитрий Медведев поручил рассмотреть этот вопрос.

"Необходимо также утвердить сетевой контракт государства с ОАО "РЖД", который увяжет долгосрочную инвестиционную программу и тарифную политику, гарантирует возврат капитала", - сказал премьер. Компания и ведомства должны представить свои предложения о решении проблем, поднятых на совещании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.06.12Себе дороже