05-10-10 / 2010
Новости отрасли
Постоянный рост среднего веса грузовых поездов наряду с положительными сторонами имеет и недостатки

Алексей Дмитренко, профессор кафедры управления эксплуатационной работой СГУПСА, д.т.н.: Реализуемые в нашей стране программы развития железнодорожного транспорта предусматривают постоянный рост среднего веса грузовых поездов. Однако такой подход наряду с положительными сторонами имеет и существенные недостатки. В частности, в современных условиях увеличение среднего веса поезда мало влияет на сокращение размеров движения на сети. Так, при увеличении этого показателя с 2 до 3 тыс. тонн размеры движения сокращаются наполовину, а при росте с 4 до 5 тыс. тонн - всего на четверть. В то же время повышение среднего веса грузовых поездов требует значительных затрат, связанных с удлинением станционных путей. На технико-экономические характеристики эксплуатационной работы отрасли значительно влияет производительность локомотивов, устанавливаемая пропорционально среднему весу грузовых поездов. Но данный показатель не отражает затраты, связанные с приобретением и дальнейшей эксплуатацией локомотивов большой мощности. Хотя с увеличением нормы веса грузовых поездов будет пропорционально возрастать и вес локомотивов, а следовательно, и их стоимость. Кроме того, с повышением веса грузовых поездов растет простой вагонов во всех элементах перевозочного процесса: под накоплением составов в пунктах их формирования, на стоянках транзитных поездов на участковых станциях, в пунктах погрузки и выгрузки в случае подачи и уборки, а также при выполнении операций на подъездных путях. Поэтому с повышением среднего веса грузовых поездов сокращается фактический объем перевозок, который возможно выполнять имеющимся вагонным парком.

В целом для отрасли рост веса поездов вызывает дополнительную неравномерность в потоках вагонов, пропускаемых через участковые и сортировочные станции. Вызвано это тем, что у диспетчеров появляется возможность по имеющимся "ниткам" графика принять на станцию большее количество вагонов. Но это увеличивает простой вагонов в ожидании выполнения всех технологических операций на станциях и подъездных путях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.10.10Вес поезда – не самоцель