13-04-16 / 2016
Новости отрасли
Поставщик труб взялся за вагоны

Как стало известно "Ведомостям", давний подрядчик "Транснефти"

Александр Карманов хочет стать одним из крупнейших игроков на рынке железнодорожных перевозок

 Трубная грузовая компания (ТГК; по данным "СПАРК- Интерфакса", на 85,5% принадлежит Александру Карманову) купила структуры "Рейлтрансхолдинга", которые управляют взятыми у "ВЭБ-лизинга" вагонами.

Об этом "Ведомостям" рассказал сам Карманов. Он уточнил, что речь идет о 37 000 вагонов. Владелец и предправления "Рейлтрансхолдинга" Сергей Шпак говорит, что идут переговоры, но сделка пока не закрыта. Представитель "ВЭБ-лизинга" не ответил на запрос "Ведомостей".

 Деталей сделки бизнесмены не раскрыли. Карманов лишь уточнил, что она денежная. Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров считает, что актив может обойтись Карманову не менее чем в 7 млрд. руб. У "Рейлтрансхолдинга" в собственности с учетом финансового лизинга 43 100 вагонов, из которых более половины - полувагоны.

 Карманов известен тем, что принадлежащий ему на 95% Евразийский трубопроводный консорциум является крупным поставщиком труб большого диаметра "Газпрому" и "Транснефти". В прошлом году Forbes в рейтинге "Короли госзаказа" утверждал, что структуры Карманова выполнили подряды на перевозку и установку труб большого диаметра для этих компаний на сумму до 51,3 млрд. руб.

 В железнодорожном бизнесе Карманов тоже не новичок. Поначалу его компании занимались перевозкой труб, купив для этого специальные трубовозы. Но сейчас основа парка ТГК - полувагоны. По данным "Infoline-аналитики", компания управляет 14 170 вагонами (23-е место в России), из которых 8974 - полувагоны.

 По сути, Карманов покупает портфель лизинговых контрактов на вагоны "ВЭБ-лизинга", объясняет Бурмистров. При этом большая часть парка находится в аренде у других операторов, указывает эксперт.

 Но у Карманова большие планы на железную дорогу. Он уверяет, что заинтересован в покупке подвижного состава "УВЗ-логистик" ("дочка"

"Уралвагонзавода"). "В профильные ведомства направлены соответствующие запросы", - уточнил бизнесмен. Он уверяет, что "сделка будет закрыта в конце апреля - начале мая".

 Все сделки будут профинансированы за счет кредитов, пояснил Карманов.

"Кредиты выдаст консорциум банков, заинтересованных в том, чтобы вернуть средства, вложенные в вагоны через дочерние лизинговые компании", - добавил бизнесмен. Сотрудник "Уралвагонзавода" сказал лишь, что переговоры ведутся со всеми претендентами. В ФАС от структур Карманова не поступало ходатайств о покупке парка "УВЗ- логистик", сообщил представитель службы.

 По подсчетам "Infoline- аналитики", если обе сделки состоятся, парк ТГК достигнет 81 500 вагонов. По этому показателю компания станет третьей в стране после ПГК и ФГК. Но и этого Карманову мало. Он готов стать посредником между операторами и Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) при реализации плана "Ураган", предусматривающего консолидацию вагонного парка. В феврале он был представлен вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Необходимость консолидации объяснялась низкой доходностью вагонов, не позволяющей компаниям-операторам выполнять обязательства по лизинговым контрактам. Тогда речь шла о том, чтобы собрать около 200 000 полувагонов, принадлежащих подконтрольным государству лизинговым компаниям, в руках ГТЛК, усреднив стоимость вагона и, соответственно, размер платы лизингодателю. При этом предлагалось вывести из обращения часть парка, чтобы ликвидировать профицит вагонов на сети и повысить арендные ставки. "Нужно утилизировать около 50 000 вагонов", - уточняет Карманов.

 Оставшийся парк предполагалось передать в управление крупнейшим операторам. При этом рассматривалась возможность введения консолидированного оператора, т. е. компании - посредника между ГТЛК и частными операторами. Именно эту нишу и хочет занять Карманов. Сколько он готов потратить средств на проект и какую хочет получить отдачу, "Ведомостям" Карманов не сказал. Дворкович же поручил при проработке вариантов консолидации парка провести дополнительную оценку целесообразности включения в схему компании-посредника.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости13.04.2016