06-04-21 / 2021
Новости отрасли
Поставьте номерок на руку

Наталья Скорлыгина об узких местах железных дорог как инструменте госполитики

Уже более года правительство планомерно выстраивает систему продажи грузоотправителям билетиков на проезд по БАМу и Транссибу. Суть проблемы проста: единственный явно цветущий экспортный рынок – это АТР, но железная дорога на восток не вмещает всех желающих. Неизбежно кто-то будет обижен.

Сегодняшняя система всех обижает пропорционально, и ее решили поменять, дабы простимулировать перевозку грузов, соответствующих государственным интересам. Процесс уже начался: в 2020 году прописали отдельный порядок доступа к Восточному полигону. В этом году предлагается дать приоритетный доступ тем, кто заключил с ОАО РЖД долгосрочные обязывающие договоры ship-or-pay. Пока обсуждаются угольщики Кузбасса и срок до трех лет.

Нетрудно заметить, что, хотя речь идет о коммерческих договорах, на деле они воспринимаются как инструмент госполитики: в данном случае по обеспечению вывоза угля из Кузбасса. А раз уж в руках чиновников оказался такой инструмент, грех им не пользоваться.

Например, Минпромторг вывесил на regulation.gov.ru свой вариант акта, где приоритет при перевозках предлагается отдать продукции моногородов, предприятий с непрерывным технологическим производством и "участвующих в реализации нацпроектов и заключивших корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК)", а также субъектов соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Идея явно выигрышная, так что участники рынка ждут других блестящих инициатив. Например, о приоритетах для грузов, перевозимых с целью обеспечения сдачи нормативов ГТО или укрепления гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ. Хотя, возможно, в этом нет нужды, так как грузы для нацпроектов уже предусмотрены в проекте Минпромторга.

Что самое важное в инструментах стимулирования инвестиций? Любой инвестор скажет: долгосрочная неизменность условий. Но как только БАМ и Транссиб будут расширены, дефицит исчезнет, и ценность приоритетного доступа должна упасть. Я еще могу себе представить угольщиков, которые готовы предоплатить перевозку на три года: в конце концов, оглядываясь назад, некоторый скепсис относительно темпов расширения Восточного полигона оправдан. Но срок действия СЗПК может достигать 20 лет. И перспектива того, что за это время ценность приоритета на БАМе и Транссибе – по крайней мере, с точки зрения Минпромторга – не девальвируется, повергает в уныние. Не говоря уж о том, что использование места в очереди как инструмента поощрения инвестиций само по себе спорно, если повлиять на наличие очереди может только владелец инфраструктуры – то есть государство.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ06.04.2021