24-02-15 / 2015
Новости отрасли
Последняя миля для контейнерных грузов

Доставка ускоряется, затраты минимизируются ОАО «Российские железные дороги» сделало ставку на логистический бизнес. С учетом этого стратегического направления развития в настоящее время перестраивается структура управления компании.

Но главными действующими инфраструктурными объектами в данном виде бизнеса должны стать терминально-логистические центры (ТЛЦ). Наличие опорных, региональных и межрегиональных, специализированных терминалов позволит клиентам обращаться с заявкой в подразделение организации, оказывающей комплексные услуги, – по месту нахождения клиента или груза. Основой первого в Московском регионе терминально-логистического центра стал современный контейнерный терминал, который заработал чуть больше года назад на станции Ховрино Октябрьской дороги.

В конце января 2014-го на станцию пришел первый контейнерный поезд из порта Усть-Луга. А всего в прошлом году на контейнерном терминале ТЛЦ «Ховрино» было переработано 232 поезда. По словам генерального директора ООО «Логистика КС» Павла Белкина, которое выступает заказчиком, инвестором и управляющей компанией ТЛЦ «Ховрино», объемы переработки превзошли первоначальные прогнозы. Сегодня здесь принимают и обрабатывают грузопотоки не только из портов Северо-Запада, но и с Дальнего Востока – импортные товары из Китая, Тайваня, Вьетнама, Малайзии.

– Мы перерабатываем контейнерные грузы как в составе ускоренных контейнерных поездов, так и в повагонных отправках, – говорит Павел Алексеевич. – В основном это товары народного потребления, продукты питания, оборудование, мебель, строительные и отделочные материалы, поступающие в Москву для нужд города и региональных потребителей. Сотрудничаем с дочерними компаниями ОАО «РЖД» «ТрансКонтейнер», «РЖД-Логистика», «Русская тройка», которые оказывают комплексные логистические услуги, а мы, соответственно, предоставляем так называемые услуги «последней мили»: погрузо-разгрузочные операции, прием и отправку контейнеров железнодорожным транспортом, складирование, формирование партий товаров и доставку до склада грузополучателей автотранспортом, а в ближайшей перспективе к услугам добавится и таможенное оформление.

В структуре грузооборота железнодорожного транспорта доминируют сырьевые грузы. Однако, как считают эксперты, в перспективе ситуация может измениться, и темпы роста высокодоходных номенклатур повысятся по сравнению с низкодоходными массовыми грузами. Но для этого необходимо создать максимально удобные для клиентов условия. При выборе способа транспортировки ключевыми критериями для грузоотправителей, кроме цены, являются сроки доставки и минимизация затрат времени на ее оформление. Сегодня железнодорожные перевозки соответствуют этим критериям в гораздо меньшей степени, чем у конкурентов – автомобилистов. Предоставление комплекса транспортно-логистических услуг дает шанс на приобретение таких конкурентных преимуществ. После открытия контейнерного терминала в Ховрино транзитное время доставки контейнеров из порта Усть-Луга до склада грузополучателя в Москве и Московской области сократилось до 24 часов. При этом грузовладелец может согласовать сроки доставки в конкретном временном интервале. Следует отметить, ч

то ТЛЦ работает круглосуточно, без выходных и праздничных дней.

Пока в Ховрино запущен только пусковой комплекс, однако и то, что уже работает, впечатляет своими масштабами. Пусковой комплекс включает в себя контейнерный терминал площадью более 4 гектаров с тремя погрузо-разгрузочными фронтами длиной по 810 метров, вмещающими каждый по 57 условных вагонов. В сутки здесь может перерабатываться до четырех пар контейнерных поездов. Контейнерная площадка рассчитана на хранение более 7000 TEU (20-футовых контейнеров). На площадке установлены 36 электрических розеток для подключения рефрижераторных контейнеров, что позволяет принимать низкотемпературные и скоропортящиеся грузы. Павел Белкин подчеркивает, что контейнерный терминал ТЛЦ «Ховрино» не имеет аналогов в России по своей технологичности. Высокая востребованность нового терминала является тому подтверждением. С ООО «Логистика КС» сотрудничают такие известные морские линии, как Maersk, CMA CGM, MSC, APL и другие.

ТЛЦ «Ховрино» включен в программу правительства города Москвы по созданию терминально-складской инфраструктуры для максимально удобного перераспределения грузов для нужд столицы и является пилотным проектом генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла до 2020 года. ОАО «РЖД» планирует построить еще три новых современных грузовых кластера: ТЛЦ «Люблино», ТЛЦ «Северянин» и ТЛЦ «Кунцево» на базе действующего грузового двора станции Кунцево II Московской железной дороги после его реконструкции. Открытие каждого из них будет идти параллельно с закрытием грузовых дворов, расположенных центре города, в границах Малого кольца Московской железной дороги. Кроме сокращения затрат и времени на доставку товаров потребителям, проект решает также важную задачу оптимизации уличного движения и охраны окружающей среды. Существующая система снабжения Москвы – крайне нерациональна. Грузы в поездах прибывают в центр столицы, выгружаются на станциях, а затем на автотранспорте вывозятся на склады, расположенные на о

краинах. После сортировки товары развозятся по магазинам, то есть возвращаются обратно. В такую систему попадает 70% грузов, прибывающих по железной дороге. Переработка грузов на будущих ТЛЦ, расположенных на периферии столицы, формирование и доставка мелких партий в торговые точки малотоннажными автомобилями избавит от пробок улично-дорожную сеть, разгрузит развязки МКАД с радиальными направлениями, сократит движение по нему тяжелых грузовиков и положительно повлияет на экологическую ситуацию. Компании «РЖД» строительство ТЛЦ позволит повысить эффективность использования земельных участков полосы отвода и получать дополнительные доходы. Ну а главное, новая, современная инфраструктура увеличивает перспективы привлечения дополнительных грузопотоков, повышает конкурентоспособность железнодорожного транспорта на направлении Москва – Северо-Западный регион и страны Балтии.

В рамках проекта ТЛЦ «Ховрино» предусмотрено также строительство складского комплекса общей площадью 120 000 кв. метров, специализированной грузовой инфраструктуры и административно-офисных зданий. Перерабатывающая способность составит свыше 2,5 млн тонн грузов в год. Окончание строительства ТЛЦ «Ховрино» в полном объеме планируется на конец 2017 года. Подобный центр предполагается создать также в Санкт-Петербурге – на базе грузовой товарной станции Шушары.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Октябрьская магистраль24.02.2015