Ольга Лукьянова, председатель некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава
После того как инвентарный парк вагноов перешёл в собственность частных компаний, поменялись и правила игры на рынке ремонта вагонов.
Ранее, когда ремонтные предприятия и владелец вагонов представляли одну и ту же организацию, безусловно, все они были заинтересованы в сокращении затрат на текущий отцепочный ремонт (ТОР). Сегодня собственники подвижного состава и эксплуатационные депо принадлежат к совершенно разным коммерческим структурам и, естественно, преследуют в этом смысле различные цели. Если первые стремятся сократить расходы на ТОР, то у вторых задачи несколько иные.
Сегодня затраты операторских компаний на ТОР являются одной из самых основных в графе расходы. При этом траты на проведение текущего отцепочного ремонта включены в прейскурант цен, и затем они перепредъявляются тому же грузоотправителю. В то же время и собственники вагонов, и операторские компании заинтересованы в оптимизации издержек на проведение текущего отцепочного ремонта, в его привлекательности для клиентов-грузоотправителей.
Мы выступили с инициативой проведения проверок эксплуатационных депо на предмет правомерности отцепки вагонов, а также на соответствие ремонтных работ, указываемых в документации, фактически проведенным работам.
Сегодня даже крупные операторские компании не в состоянии проконтролировать ТОР своих же вагонов.
В последнее время на сети характерно как растущее число отцепок, так и ежегодное повышение цен на различные виды работ ТОР. К примеру, в случаях отцепки вагонов по причине неисправности колесных пар стоимость ремонта при полном освидетельствовании 4 колес обойдется в 60 тыс. руб. Это практически стоимость деповского ремонта.
В то же время отсутствие проверок качества ремонта и неполная информированность собственников об общем положении проведения ТОР провоцирует на предъявление взаимных претензий.
Поэтому мы считаем, что проведение внеплановых проверок комиссией, состоящей из сотрудников различных операторских компаний, позволит, с одной стороны, снять вопросы к обоснованности затрат по ТОР, а с другой - будет способствовать большей прозрачности отношений операторов и ОАО "РЖД".
Нашим партнерством уже разработано положение о проведении проверок эксплуатационных депо. При этом надо понимать, что мы все заинтересованы в повышении качества ремонта и безопасной эксплуатации подвижного состава.
Но только лишь предъявление претензии по вагону конкретного собственника не является главной нашей целью.
Необходимо дать оценку депо с учетом соблюдения ими нормативно-правовых актов в части ремонта собственного подвижного состава.
Мы часто сталкиваемся с примерами, когда отдельные ПТО, как правило, географически удаленные от крупных населенных пунктов, отцепляют вагоны из-за мелких неисправностей. В течение суток они там якобы устраняются, при этом оформляются такие документы, которые нужны депо, и оно тем самым выполняет план ремонта.
Такие ситуации должны быть в корне устранены. Мало того что они вносят негативные моменты в порядок работы ремонтных предприятий, но это еще и дезориентирует сотрудников, отвечающих за безопасность.
Мы полагаем, что и в ОАО "РЖД" негативно относятся к подобным фактами также заинтересованы в наведении порядка при проведении текущего от цепочного ремонта.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 21.01.13 | Нетранспорентный вагон |