23-08-10 / 2010
Новости отрасли
После создания ВГК грузоотправители, которые в настоящее время работают с публичным перевозчиком, будут вынуждены взаимодействовать то...

В марте 2010 года истек срок, отведенный на подготовку и принятие постановления правительства о создании специализированного информационно­торгового центра (биржи) железнодорожных вагонов. Такая задача была поставлена Программой развития конкуренции в РФ, утвержденной правительством в мае прошлого года. И хотя к непосредственной разработке биржи так и не приступили, эта тема остается актуальной для всех потенциальных ее участников – и грузовладельцев, и операторов.

Генеральный директор ОАО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans) Валерий Шпаков указывает на то, что рост количества заключаемых контрактов, после того как весь парк станет приватным, неизбежно приведет к увеличению затрат, причем для обеих сторон. А создание биржи должно значительно снизить транзакционные издержки на заключение контрактов. Кроме того, у грузоотправителей появится реальная возможность заключить договоры с крупными операторами, способными эффективно управлять парком благодаря наличию собственной логистической службы, разветвленной филиальной сети, диспетчерского аппарата и т. п. "Операторам торговая площадка позволит при необходимости приобрести услуги своих коллег, например, если для перевозки не хватает собственных вагонов", – уточняет В. Шпаков. "Такая площадка удобна еще и потому, что некоторые крупные грузоотправители смогут работать через одного "генерального" оператора, который будет отбирать через биржу вагоны иных собственников, согласных перевозить грузы на условиях "основной" операторской компании. "Генеральный" оператор обязуется обеспечить работой вагоны субподрядчика. Для предприятия появляется серьезный технологический плюс – обезличенные вагоны", – отмечает начальник управления транспорта ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" Михаил Щербинин. Есть мнение, что биржа актуальна, скорее, для мелких и средних компаний, которым труднее найти друг друга. Более крупные игроки сегодня связаны договорными отношениями и в бирже особо не нуждаются. Однако, по мнению В. Шпакова, если будет существовать технологически совершенная возможность получить дополнительную прибыль, то этим воспользуются как компании со средними и небольшими объемами, так и крупные участники. "Безусловно, крупные грузовладельцы и операторы будут продолжать работать на основании долгосрочных контрактов, а не на бирже. Дело в том, что рыночная цена, которую сможет обеспечивать биржа, будет подвержена колебаниям, а это далеко не всегда удобно, особенно когда речь идет о долгосрочном партнерстве и крупных объемах", – отмечает В. Шпаков. В то же время директор департамента транспорта дирекции по работе с естественными монополиями ОК "Русал" Мария Никитина добавляет, что долгосрочные контракты могут заключаться и в рамках биржи, только при этом логика определения цен будет основываться на биржевых тенденциях. Помимо всего прочего, биржа представляет собой один из возможных элементов саморегулирования. Но, как резонно отмечает М. Никитина, просто от объединения нескольких операторов биржа не рождается, то есть саморегулируемый рынок операторов не равен полноценной биржевой торговле. Чтобы открыть эффективную электронную площадку, нужно разработать подробные регламенты взаимодействия грузоотправителей и операторов, проанализировать, как это повлияет на целевую модель развития перевозок, и, наконец, оценить существующую и создать обновленную нормативно-¬правовую базу для эффективной работы на бирже. Биржа представляет собой независимую систему управления перевозочным процессом, и в идеале в нее должны входить все участники рынка. Но поскольку ОАО "РЖД" едва ли захочет целиком передать функции управления перевозочным процессом на саморегулирование, это будет означать, что оно само может стать центром интеграции всех действий по организации биржи и ее дальнейшему функционированию. В то же время, как особо отмечено разработчиками Программы развития конкуренции, "биржевая торговля целесообразна на рынках однородных товаров с достаточно большим количеством покупателей и продавцов, а также отсутствием ярко выраженного лидера, способного в одностороннем порядке оказывать существенное влияние на рыночную ситуацию". Организовать ликвидную биржевую торговлю представляется сложной и комплексной задачей, которая может быть решена только в результате активного и доверительного диалога между производителями, потребителями, посредниками¬трейдерами и органами власти. В силу специфики рынков неоднородных товаров биржевая торговля либо нецелесообразна ввиду широкого ассортимента и ограниченного количества участников, либо невозможна в принципе. В этом случае предлагается развивать аукционные формы торговли, в том числе на электронных площадках. Это также позволит повысить прозрачность, сформировать адекватный ценовой индикатор и привлечь новых участников.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru20.08.10Готов ли рынок к биржевой торговле вагонами?
Advis.ru23.08.10Готов ли рынок к биржевой торговле вагонами?