04-08-11 / 2011
Новости отрасли
После продажи ПГК РЖД потеряют статус крупнейшей железнодорожной компании по грузоперевозкам в России

Правительство Российской Федерации согласовало продажу на открытом аукционе единым лотом 75% минус 2 акции ОАО "Первая грузовая компания", сообщают РЖД.

Комментарий Сергей Гончаров, аналитик НБ "ТРАСТ".

Продажа ПГК может иметь несколько различного рода последствий для РЖД.

Поступление денежных средств. Так или иначе, понятно, что РЖД получит не менее USD4 млрд, а то и USD5 млрд. от продажи ПГК. Это позволит закрыть необходимость в финансировании инвестпрограммы на текущий год, а потому позитивно для госмонополии.

В то же время мы хотим отметить, что это не станет решением всех проблем, а скорее кратковременной передышкой для инвестиционных аппетитов РЖД. Ранее представитель компании озвучивал планы по привлечению порядка RUB700 млрд. до 2015 г. для покрытия инвестпрограммы (RUB2.4 трлн.). Кроме того, после этого озвучивались дополнительные грандиозные планы по развитию транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу в 2018 г. на сумму RUB2.1-3.3 трлн. (как минимум половина из них, скорее всего, ляжет на РЖД). Масштабные цифры заставляют задуматься, откуда будут привлекаться все эти средства. Сейчас объем публичных заимствований РЖД составляет около RUB250 млрд., которые к тому же надо будет погашать/рефинансировать до 2018 г.

Потеря доли рынка. ПГК - одна из ключевых дочек РЖД и, соответственно, ее деконсолидация станет уроном для бизнеса материнской компании. Если посмотреть на статистику, то можно увидеть, что при создании ПГК ей был отдан вагонный парк, позволяющий, в частности, контролировать весь нефтеперевозочный бизнес РЖД.

Рост конкуренции. РЖД потеряют статус крупнейшей железнодорожной компании по грузоперевозкам в России, однако, очевидно, что пассажирский бизнес останется за ней. Бизнес этот хронически убыточный и раньше компании приходилось кросс-субсидировать его убытки за счет прибыли грузовых перевозок. Теперь же субсидии от государства станут играть еще большую роль для финансов РЖД, что не добавляет привлекательности самостоятельному кредитному качеству компании.

Само по себе сообщение об уже скорой продаже доли в ПГК "Российскими железными дорогами" не является новостью: по сути, с самого момента выделения этой "дочки" монополия планировала ее постепенно продать. Не новы также сроки ожидаемого аукциона, а потому мы не ожидаем мгновенной реакции инвесторов.

Мы не сомневаемся в том, что большая часть рисков для РЖД будет нивелирована господдержкой. Тем не менее, долгосрочные риски для торгуемых еврооблигаций нарастают. Основными из них мы видим угрозу обильного первичного предложения бумаг, снижение рейтингов на фоне потери доли бизнеса в России, а также потерю статуса выпусков из списка EMBI Global после планируемой приватизации компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Финам03.08.11После продажи ПГК РЖД потеряют статус крупнейшей железнодорожной компании по грузоперевозкам в России