26-10-12 / 2012
Новости отрасли
После приватизации Ванино временно лишится части мощностей

Чиновники приготовили неприятный сюрприз для покупателей 73% акций порта Ванино, приватизация которого выходит на финишную прямую. Государство "забыло" предупредить их, что два из 14 причалов порта, на которые приходится около 20% всего грузооборота Ванино, планируется закрыть на ремонт почти на два года. Потенциальные покупатели узнали о происходящем от РБК daily.

Как стало известно РБК daily, ФГУП "Росморпорт" намеревается закрыть на реконструкцию причалы №5 и 6, сдаваемые в аренду Ванинскому морскому торговому порту (все причалы находятся в госсобственности). В соответствии с утвержденным планом-графиком работы планируется начать в 2013 году и завершить через 20 месяцев, пояснили РБК daily в Росморпорте. Реконструкция будет заключаться в выравнивании причального фронта с причалом №7 (до 203 м), в подъеме отметки территории на 0,5 м относительно существующей, а также в проведении дноуглубительных работ (до 11,87 м), сообщили в ведомстве. Стоимость всего проекта в Росморпорте оценили в 1,57 млрд руб.

Эта тема поднималась на прошедшем в среду заседании совета директоров Ванинского порта, пояснил РБК daily источник, знакомый с ситуацией. По его словам, Росморпорт предлагает уже в ближайшее время согласовать начало работ, поскольку Федеральной целевой программой расходы на Ванино предусмотрены только до конца этого года. В противном случае госпредприятие предупреждает, что новым собственникам придется делать ремонт за свой счет, говорит собеседник РБК daily. Загвоздка в том, что на момент проведения работ руководство Ванино должно будет расторгнуть договор аренды с Росморпортом, а никаких гарантий того, что после реконструкции причалы будут вновь переданы порту, а не отданы кому-то другому, нет, поясняет источник. Предпосылки к тому есть: причалы 5 и 6 фактически находятся на краю порта, говорит собеседник.

Сейчас через эти причалы проходит примерно 20% всех переваливаемых Ванинским портом грузов (в 2011 году грузооборот порта составил 5,9 млн т), и компании невыгодно их потерять. Совет директоров предложил Росморпорту и менеджменту порта совместно проработать этот вопрос, и если это возможно, закрепить за портом право и в дальнейшем арендовать данные причалы, рассказал РБК daily один из участников обсуждения.

Государство планирует продать свою долю в Ванино (73,33% голосующих акций, или 55% уставного капитала) в начале декабря. Стартовая цена пока не определена, однако ориентиром может служить сумма требуемой банковской гарантии - 3 млрд руб. На актив претендуют En+ Group Олега Дерипаски (контролирует 28,1% уставного капитала порта, или 21,6% голосующих акций), UCL Holding Владимира Лисина, "Мечел" Игоря Зюзина (через "Мечел-Транс"), принадлежащий Анатолию Скурову холдинг "Сибуглемет" вместе с подконтрольной ему компанией "Междуречье", а также структура государственного Уралвагонзавода - "УВЗ-Логистик". Вчера никто из предполагаемых участников не стал комментировать предложение Росморпорта, при этом в UCL Holding, "Мечеле" и "УВЗ-Логистик" сообщили, что им ничего о нем не известно.

Реконструкция причалов - вполне нормальная практика, этот вопрос, как и аренда причалов, находится в ведении Росморпорта, сообщили РБК daily в Росимуществе, отказавшись от дальнейших комментариев.

Глава агентства InfraNews Алексей Безбородов утверждает, что еще не случалось такого, чтобы Росморпорт не возвращал ремонтируемые причалы стивидору. Более того, как правило, договор аренды на момент проводимых работ не расторгается, а стивидор продолжает платить арендную плату, но в меньших размерах, сообщил аналитик. Что касается нового владельца Ванино, временное отсутствие двух причалов вряд ли создаст большую проблему, ведь порт и так недозагружен, резюмировал он.

"В целом я не вижу никакой проблемы в том, что причалы будут закрыты на реконструкцию, но она может возникнуть, если они не будут возвращены Ванинскому порту, а переданы сторонней компании", - говорит директор агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. Покупателю было бы гораздо проще приобрести компанию и все арендуемые ею причалы в текущем состоянии, а затем самостоятельно отремонтировать причалы: все равно государству так или иначе придется вернуть потраченные деньги, например через повышение стоимости аренды, уверен г-н Бурмистров.

ОАО "Ванинский морской торговый порт" - сейчас самая крупная стивидорная компания в порту Ванино и пятая на всем Дальнем Востоке. Порт располагает 14 причалами и одним пирсом. Глубина дна позволяет принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 тыс. т. Среди обрабатываемых портом грузов: лес, уголь, глинозем, металлы, контейнеры, руда. Ванино имеет прямой выход на две железнодорожные магистрали - Транссиб и БАМ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily26.10.12Порт без причалов